КИНО, ШКОЛА и СЕМЬЯ – Три кита Заремы
Кульчаевой
Почетный работник
общего образования РФ Зарема Магомедовна КУЛЬЧАЕВА трудится на педагогической
ниве сороковой год. Вместе с сестрой-драматургоми писательницей Зухрой
ЗАНИБЕКОВОЙ открыла киностудию "Къууанч". Уже отснято три художественных фильма -
"Трусливый Галакчик", "Взятка", "Да вернется Муса живым!" 2010-й оказался для кинолюбительниц удачным:
"Да вернется Муса живым!" победил в номинации "Телевизионный фильм" на
международном кинофестивале в Волгограде "Вечный огонь", посвященном 65-летию
Великой Победы.
О ФИЛЬМЕ
Зарема Магомедовна, как родилась идея фильма
"Да вернется Муса живым!"?
Сценарий написан моей сестрой Зухрой по ее одноименному рассказу. Почему мы
снимали фильм о войне? История моей семьи, как и миллионов других, связана с
войной. Наш отец, Магомет Занибеков, дошел до Берлина, был в блокадном
Ленинграде. А когда вернулся в родную Кабардино-Балкарию, его и других
фронтовиков-балкарцев депортировали в Азию. Но он не сломался. Отец и моя мама
Мариям воспитали шестерых детей. Это было удивительное поколение: насилие и
несправедливость не озлобили их души, не погасили в них свет. Они свято
продолжали верить в добро, им казалось, вот-вот наступит другая, счастливая
жизнь. Я часто думаю об этом феномене романтиков в эпоху диктатуры насилия,
пытаюсь найти подпитку этому романтизму. Возможно, она кроется в идеологии.
Надо признать, в те годы наряду с произволом и беззаконием государства четко
работала идеологическая машина.
Когда моя сестра начала печатать свои рассказы и пьесы в газетах и журналах,
отец радовался каждой публикации. Мы ему говорили, что вынашиваем мысль
создать первую балкарскую киностудию, а он ответил, что если идея когда-нибудь
воплотится в жизнь, это будет счастьем.
"Да вернется Муса живым!" - как заклинание повторяла эти слова наша соседка в
Верхней Балкарии Малляу. Ее сын Муса погиб на фронте, но она всю свою жизнь
ждала его. В каждом селе и городе были и есть женщины, которые ждали и ждут
мужей и сыновей с фронта, не поверив похоронкам. Наша киноновелла - поклон
всем женщинам-матерям, тому поколению матерей-балкарок, спасших наш народ от
уничтожения. Их умение любить и жертвовать собой в нечеловеческих условиях
останется высоким примером для всех последующих поколений.
Насколько я понимаю, материальная база у киностудии отсутствует. Как вам
удалось отснять фильмы?
Нас поддержали Владимир ВОРОКОВ и Рина МАРТИРОСОВА. Именно с их помощью многие
неразрешимые вопросы разрешились.
Какие у вас планы на будущее?
Зухра дорабатывает сценарий о великом поэте Кязиме Мечиеве. Если найдутся
спонсоры, будем снимать многосерийный фильм.
О РАБОТЕ
Вы учительница начальных классов, а также родного языка и литературы в МОУ
"СОШ
№ 7 г. Нальчика". Используете ли свои фильмы в педагогической деятельности?
Конечно. Фильм-сказку "Трусливый Галакчик" используют и мои коллеги как пособие
для русскоязычных детей, изучающих балкарский язык. Продемонстрировала свое
новаторство на открытом уроке, и коллеги восприняли эксперимент положительно.
Я знаю, что ваш фильм-победитель
"Да вернется Муса живым!" переведен на русский
и кабардинский языки. Кто переводчики?
(Улыбается) Мой родной коллектив! Мои творческие порывы в школе не только
приветствуются, но и поддерживаются. "Да вернется Муса живым!" переведен на
кабардинский учительницей кабардинского языка и литературы Фатимой Алимурзовной
КУЛИМОВОЙ.
А на русский фильм озвучивали Галина Васильевна СЕДОВА, ученики школы и даже
родители. Я очень благодарна своей школе.
Слышала, что родители держат ребенка лишний год дома, чтобы он попал к вам. Если
педагога признают родители, значит, он настоящий специалист. Скажите, каким
должен быть учитель?
Прежде всего надо любить детей. Категорически противопоказана педагогика тем,
кого школьные стены и школьная жизнь раздражают. Я нахожу в своей работе
наслаждение. Работать тяжело, но кому сейчас легко? Что меня тревожит? Дети
стали меньше читать, и их словарный запас ощутимо оскудел. Второй минус -
стали рассеянными. Почему? Интернет, кино, телевидение в погоне за душами детей
теряют чувство меры: они пестро-мозаичны, порою лишены гармонии и смысла. И
учителю надо чуть ли не летать, чтобы привлечь внимание учеников.
Третья проблема: многие родители, а также бабушки и дедушки не вполне четко
представляют себе свои обязанности. Так, некоторые семилетние дети не умеют
держать ложку, ни к какой самостоятельности не приучены.
Четвертая проблема: плохое знание родного языка. Трагичность ситуации осознали
многие, и сейчас предпринимаются ощутимые шаги, чтобы исправить печальное
положение: издаются новые учебники и методические пособия. Но чтобы в корне
переломить ситуацию, надо только одно: каждому из нас говорить дома с детьми на
родном языке. Увы, о школьных проблемах я могу говорить бесконечно, поэтому
лучше поставить точку.
О СЕМЬЕ
Зарема Магомедовна, вы с вашей сестрой очень необычны в стремлении создать
нацио-нальное кино. И в то же время лично о вас можно говорить как о глубоко
традиционном человеке. Увы, в наше время дети после смерти родителей попадают в
интернаты. Это когда-то род нес ответственность за всех своих, сейчас каждый
сам по себе. Но вы показали пример, достойный подражания: после смерти вашего
брата и снохи решились взять и воспитать их троих детей, младший из которых
только пошел в первый класс. Как вы на это решились.
Скажу сразу: это было решение. Более того, главное испытание в моей жизни,
которое смогла выдержать.
Ваш супруг Алий Юсупович КУЛЬЧАЕВ поддерживал вас?
Именно он настоял, чтобы детей не разлучали. Вначале я хотела взять только
старшего, думала, с ним сестрам будут сложнее, а я все-таки педагог. Но супруг
сказал: «Их нельзя разлучать». Так к нашим двоим детям присоединились трое. Из
моих племянников выросли прекрасные люди. Когда они приезжают ко мне уже со
своими детьми и говорят, что годы в моем доме - счастливейшие в их жизни, я
плачу. Потому что очень старалась, чтобы им было хорошо.
Вы старались заменить им родителей?
Нет, я очень хотела, чтобы они помнили моего брата и свою маму. Я часто
повторяла: у тебя папины руки, а у тебя мамины глаза. Смерть - это условность,
мы должны продолжать любить ушедших близких. Так, словно они рядом.
Но напряжение все же было?
Да, я жила в напряжении, потому что боялась обидеть племянников. Даже садясь
смотреть телевизор, рассчитывала, кто где сядет, чтобы мои дети не оказались
рядом со мной, а племянники - дальше. Они были у меня на первом месте, свои -
на втором. Убеждена: моя профессия научила этому. Интуиция, отточенная в школе,
педагогические знания, опыт - все пригодилось. Думаю, брат и сноха довольны
мною.
Сейчас ваши племянники живут в своем доме. А где проходили их свадьбы?
В моем доме. Потому что я - их старшая.
В вашей жизни много места для творчества, но больше всего - для детей.
Когда я захожу в класс, забываю обо всем на свете, вижу только детей. Моя работа
- мое счастье. А семейная жизнь сложилась так, что стала продолжением работы,
то есть продолжением счастья. По крайней мере, унывать было некогда. Живу в
тонусе всю жизнь. Планов впереди много, значит, завтра будет интереснее, чем
вчера.
Марзият БАЙСИЕВА. Фото из семейного архива.
Публикация в газете "Горянка", № 2 от 12 января 2011 г. Оригинал публикации
можно по-смотреть по адресу:
http://www.smikbr.ru/2011/goryanka/01/12.pdf
|