Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках математики.
(научно-методическая статья)
Выпускнику современной школы, вступающему в
самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда и быстро изменяющегося
информационного пространства, необходимо быть конкурентно способным работником.
Он должен быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникативным
человеком способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должна быть присуща
потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию.
Все эти качества можно успешно формировать,
используя компетентностный подход в обучении любому предмету, в том числе и
математике, что является одним из личностных и социальных смыслов образования.
У учащегося формируются ключевые компетенции –
универсальная целостная система знаний, умений, навыков, опыт самостоятельной
деятельности и личной ответственности.
Выделяются следующие виды компетенций:
• ценностно-смысловая,
• общекультурная,
• учебно-познавательная,
• информационная,
• коммуникативная.
Как известно, роль познавательного интереса в
обучении и воспитании очень велика: он обладает возможностями анализировать
наиболее важные элементы знаний, содействовать успешному приобретению
обучающимися умений и навыков, является мотивом учения и активной деятельности,
способствует формированию личности, необходимой современному обществу –
пытливой, активной, творческой.
Познавательный интерес, как и всякая черта
личности и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в
деятельности, и прежде всего в учении. Формирование познавательных интересов
учащихся в обучении может происходить по двум основным каналам, с одной стороны
само содержание учебных предметов содержит в себе эту возможность, а с другой –
путем определенной организации познавательной деятельности учащихся.
Первое, что является предметом познавательного
интереса для школьников – это новые знания о мире. Вот почему глубоко
продуманный отбор содержания учебного материала, показ богатства, заключенного в
научных знаниях, являются важнейшим звеном формирования интереса к учению.
Прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который
является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет
удивляться. Удивление - сильный стимул познания, его первичный элемент.
Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть вперед. Он находится в состоянии
ожидания чего-то нового. Ученики испытывают удивление, когда составляя задачу
узнают, что одна сова за год уничтожает тысячу мышей, которые за год способны
истребить тонну зерна, и что сова, живя в среднем 50 лет, сохраняет нам 50 тонн
хлеба. Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться
все время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к
удивляющему и поражающему воображение. Еще К.Д.Ушинский писал о том, что
предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а
отчасти знаком. Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне
уже известного и знакомого. Поэтому для поддержания познавательного интереса учу
школьников умению в знакомом видеть новое, помогаю прийти к осознанию того, что
у обыденных, повторяющихся явлений окружающего мира множество удивительных
сторон, о которых он сможет узнать на уроках. Т.е., стараюсь перевести
школьников со ступени его чисто житейских, достаточно узких и бедных
представлений о мире - на уровень научных понятий, обобщений, понимания
закономерностей.
Далеко не все в учебном материале может быть
для учащихся интересно. И тогда выступает еще один, не менее важный источник
познавательного интереса – сам процесс деятельности. Что бы возбудить желание
учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной
деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить
привлекательные стороны, что бы сам процесс учения содержал в себе положительные
заряды интереса.
И здесь на помощь приходят игровые моменты,
вносящие элемент занимательности в учебный процесс, помогающие снять усталость и
напряжение на уроке. В процессе игры на уроке математики учащиеся незаметно для
себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества,
выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи.
Игры ставят ученика в условия поиска, пробуждают интерес к победе, а отсюда –
стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять
задания, соблюдать правила. В играх, особенно коллективных, формируются и
нравственные качества личности. На своих уроках я использую игры «Математическое
лото», «Поле чудес» или «Угадай слово», «Лабиринт», «Молчанка» и многие другие.
Приведу примеры нескольких игр, проводимых мной в 5 классе.
1. Игра «Угадай слово» используется мной обычно при закреплении материала по
любой теме курса математики 5-6 классов. Например, тема «Сложение и вычитание
смешанных чисел». Дается задание: Расшифруйте название дерева, похожего на елку,
у которого шишки растут вверх, а не вниз. Для этого решите примеры.
Эти задания очень нравятся учащимся, они
быстро включаются в деятельность, стараются не ошибаться при вычислениях, чтобы
первыми прийти к ответу на поставленный вопрос.
2. Игра «Математическое лото» используется в
основном на этапах самостоятельной работы учащихся. В зависимости от темы она
может видоизменяться, иметь групповую форму.
Развитию познавательных интересов способствует использование геометрического
материала.
1. В 5 классе при решении геометрических задач
предлагаю решить задачу: На раскопках древнего города найдены остатки истлевшего
от времени ковра. Восстановите ковер, если известно, что он прямоугольной формы,
а точка О- точка пересечения диагоналей этого прямоугольника.
2. Раздаю учащимся развертки многогранников и
даю задание – собрать модель многогранника и исследовать его простейшие
свойства. Результаты исследования оформить в таблицу.
3. При изучении темы «Окружность» в 6 классе
на заключительном этапе урока обсуждаем тела вращения и их сечения. Можно задать
вопрос: «Какие тела вращения вы знаете?» ( Это конус и цилиндр). Дома вам
предстоит провести эксперимент и определить, что же получится в сечении этих
геометрических тел и заполнить таблицу.
4. Можно предложить учащимся одну и ту же
геометрическую задачу решить различными способами, это также вызывает у учащихся
большой интерес. Например, в 9 классе, при повторении решаем такую задачу: «В
равнобедренном треугольнике основание равно 10 см, а боковая сторона равна 13
см. Найти радиусы вписанной и описанной окружности».
Не последнюю роль в формировании
познавательной деятельности играет развитие творческих способностей учащихся. С
5 класса даю такие задания: написать сочинение, придумать сказку или
стихотворение, составить кроссворд, ребус или викторину, нарисовать свой рисунок
и записать координаты точек для собственного рисунка. Благодаря творческим
заданиям, развиваю у учащихся умения самостоятельной творческой работы, вызывая
мотивацию к учению, интерес к предмету.
В последнее время очень сильно побуждает к
познавательной деятельности и формирует личностные качества: творчество,
самостоятельность, создает условия роста, успеха, самопознания личности -
использование на уроках компьютерной техники. Самостоятельное создание
презентаций к уроку, поиск материалов в Интернете по заданному вопросу,
компьютерное тестирование, все это изменяет процесс обучения, способствует
лучшему усвоению учебного материала. Такие уроки позволяют показать связь
предметов, учат применять на практике теоретические навыки работы на компьютере,
активизируют умственную деятельность ученика, стимулируют их самостоятельному
приобретению знаний. На таких уроках каждый ученик работает активно и увлеченно,
у учащихся развивается любознательность, познавательный интерес. В процессе
интегрированных уроков вырабатывается у школьника умение сосредотачиваться,
мыслить самостоятельно. Увлекшись, он не замечает что учится – он познает,
запоминает новое, ориентируется в необычной ситуации.
При развитии логического мышления большое
внимание уделяю решению нестандартных задач. Натолкнулась в газете «Математика»
на один из возможных способов приобщения учащихся к решению нестандартных задач
– годовой конкурс решения задач, целью которого являлось не только научить ребят
решать конкретные задачи, но и самое для меня главное, помочь учащимся
приобрести необходимый опыт и выработать собственную систему эвристических
приемов, позволяющих решать незнакомые задачи. Решила попробовать. В течение
года один раз в неделю посвящала урок математики только решению нестандартных
задач. Добилась того, чтобы решение задач стало привычным делом для учащихся.
Дала им возможность поверить в свои силы. И данная работа не оказалась
бесполезной. У многих учащихся постепенно возрос интерес к математике,
повысилась активность на уроках и во внеклассной работе. Постепенно мой опыт по
работе с нестандартными задачами совершенствовался, изменялись и добавлялись
новые задачи. Дети перестали бояться незнакомых задач и с удовольствием
участвуют в конкурсах различного уровня. Появились победители и призеры.
Я считаю, что каждому учителю необходимо
выработать свою стратегию формирования учебно - познавательной компетенции. Есть
стратегия, значит легче обеспечить практику, которая включает все то, что
значимо в ближайшие уроки: оснащение задач жизненным материалом, включение
игровых и деловых ситуаций, поощрений, соревнований, различных форм
сотрудничества.
Белоусова
Е.Н., преподаватель математики
ДомонотеистическиЕ верования балкарцев и карачаевцев и их фольклор
Домонотеистическим
верованиям балкарцев и карачаевцев и их фольклору посвящена серия работ, из
которых наиболее обстоятельны исследования Л.И. Лаврова, А.3. Холаева, К.Г.
Азаматова, А.И. Караевой, Р.К. Ортабаевой, И.М. Шаманова, 3.X. Толгурова.
Изыскания этих авторов существенно расширили представления об этой сфере
духовной культуры предков балкарцев и карачаевцев. Цель данной статьи -
дополнить материалы по данному вопросу с привлечением новейших записей.
Балкарцы и
карачаевцы располагают богатым нартсктим эпосом (в том числе и песенным),
заговорами, древнейшими жанрами тюркской народной поэзии - алгышами и каргышами,
обрядами и ритуалами вместе с приуроченной к ним хореографией. В языческом
пантеоне и связанной с ним религиозной обрядности Л.И. Лавров выделяет три
основных компонента: древнекавказский, аланский и тюркский.
Во главе пантеона
(как и у всех тюрко-монгольских пародов) - верховное божество Тейри (Тенгри),
творец Вселенной и всего сущего, пользующийся особым почитанием. "Тенгри как
персонифицированное мужское божественное начало, распоряжающееся судьбами
человека, народа и государства", известно еще по древне-тюркской мифологии.
Небезынтересно отметить, что связанные с его культом гимнические песнопения в
настоящее время удалось зафиксировать из всех тюркоязычных народов только у
балкарцев и карачаевцев.
Нет сомнения, что
мифология карачаевцев и балкарцев унаследовала культ Тейри у древнетюркской
этнокультурной среды. Эти народы, несмотря на синтез ряда верований в их среде,
долгое время оставались в основе своей язычниками. В силу этого у них и
сохранился в большом количестве древнейший песенный эпос без значительной
трансформации.
Самым
высокопочтимым в языческом пантеоне был верховный бог Тейри - он занимал
главенствующее положение. От его воли зависели в своих деяниях другие языческие
боги, а потому они вынуждены были всегда обращаться к нему с просьбами. Именем и
клятвой Тейри начинаются благопожелания-алгышы и проклятия-каргышы - древнейшие
жанры тюркской поэзии, широко бытующие в песенном фольклоре балкарцев и
карачаевцев. Без упоминания имени Тейри не обходится ни один ритуал, ни одна
приуроченная песня - обрядовая или культовая. В песнях, воспевающих могущество
Тейри, доминирует идея его космогонической функции. От его воли зависит судьба
Вселенной, Земли и живущих на ней людей. Позже с именем Тейри народ начинает
связывать любое представление о боге вообще, что в последнюю чередь обусловлено
уже самой полифункциональностью прототипа. К примеру, Кюн Тейриси - Тейри
солнца, Ай Тейриси - Тейри луны, Жер Тейриси - Тейри земли, От Тейриси - Тейри
огня и т. д.
В Чегемском ущелье
выше часовни Хустос (Христос) сохранились развалины крепости Тейри-Къала. В
прошлом язычники устраивали у этого святилища массовое национальное празднество
"Тейри той", где исполняли гимнические песнопения в честь верховного божества,
которое сопровождалось массовыми танцами и игрой на музыкальных инструментах.
Люди верили, что крепость была построена волей божества и потому особо почитали
ее. Обряд всецело посвящался воспеванию Тейри как единственного и
могущественного покровителя всего земного и небесного. Он имел и
календарно-обрядовые функции.
В фольклоре
балкарцев и карачаевцев сохранились до наших дней две обрядовые песни, в которых
упоминается имя широко распространенной в древнетюркской мифологии богини
материнства, плодородия и охоты Умай. Известна и нартская песня, в которой она
предстает как дочь великого Тейри, наделенная божественными атрибутами.
Очевидно, до христианской Марии (Мариам) роль покровительницы материнства в
мифологии балкарцев и карачаевцев принадлежала Умай. Надо полагать, что до
богини охоты Байдымат Умай выполняла функцию покровительницы охоты.
В древнем песенном
фольклоре существуют также фрагментарные данные о покровительнице младенцев в
мифологии тюрков-огузов Ал-Анасы или Ал Халасы. Языческие жрецы обращались к ней
с песней-заклинанием во время обряда бракосочетания, благославляя молодых на
счастливую и долгую жизнь.
Во всем этом видны
яркие отголоски древнетюркской культуры. Они дошли до нас из глубины веков и
уходят своими корнями в общетюркское этническое единство.
Многие темы и
мотивы мифологии балкарцев и карачаевцев имеют поразительные аналогии в мифологи
и эпосе народов Северного Кавказа. Среди них значительно больше персонажей
аланских полуязыческих-полухристианских культов, что лишний раз подтверждает
мнение исследователей о значительной роли алан в этногенезе балкарцев и
карачаевцев. В частности, такие образы карачаево-балкарского фольклора, как
Апсаты, Анай, Хардар, Чоппа, Данметтир, Тотур (Аш-Тотур), Элия, Тепена, Николла,
Татартюп соответствуют божествам осетинской мифологии Афсати, Анай, Хоролдар,
Цоппa, Донбеттыр, Тутыр, Елиа, Чепена, Николла, Татартуп и т.д.
Кавказские
языческие божества также занимают значительное место в мифологии балкарцев и
карачаевцев. Это Аймуш, Шибля, Мариям (Байрым), Тха, которые соответствуют Тха,
Амышу, Шибле, Мерем в адыгской, грузинской, абхазской мифологии.
В языческом
пантеоне балкарцев и карачаевцев имеется ряд покровителей, не известных соседним
народам: это Дауле, Голлу, Байчы, Эрирей, Долай, Инай, Ажам, Сюлемен, Гери-Гери,
Химикки, Юй Иеси, Дебет, Тымбыл, Маккуруш, Сандрак и т.д. О большинстве из них
божеств народ сложил песни, которые нередко сопровождались обрядовой
хореографией и прославляли сверхъестественную силу богов, их могущество, а также
содержали просьбы о покровительстве, благополучии и т.д.
Многие образы
карачаево-балкарской мифологии характеризуются переходными чертами и по своей
генетической природе синтетичны. С проникновением христианства на Северный
Кавказ некоторые древние языческие божества персонифицировались в образах
христианскиx святых. Так, библейский Илья-пророк (Элия) воплощает в себе функции
божества грома и молнии, в покровительнице материнства Мариам (или Байрым)
нетрудно узнать святую деву Марию, а в полифункциональном божестве Тотур -
святого Федора. То же самое можно копать о Николла (Николай угодник), Геургю
(святой Георгий), чьи имена сохранились не только в религиозных верованиях
народа, но и в названиях дней недели, и топонимике. Как видно, в основе
карачаево-балкарской мифологии - особенности аланских верований. В песенном
эпосе нашего народа сравнительно полно сохранилась смыслонесущая особенность,
культовая приуроченность и хореография этих обрядовых песен, созданных
различными народами на протяжении многих веков.
Покровителями земли, урожая и изобилия в древних верованиях были Дауле, Перекет,
Хардар, Голлу и Эрирей. Считали, что от Дауле зависела судьба всего
растительного мира, землетрясения и смена времён года. Как и Тейри, он был
наделён космическими масштабами верховного бога и выступал хозяином не только
земли, но и неба, то есть божество земли Дауле был вездесущий.
Языческим покровителем изобилия и богатства, как и у других тюркоязычных
народов, иногда выступает Перекет. В народе до наших дней сохранилась
формула-заклинание "Бу Перекетни хакъына" - "Клянусь этим Перекетом". Позже это
слово стало символом изобилия. Наиболее попоулярным божеством урожая был Голлу.
В прошлом балкарцы устраивали в честь него ранней весной аграрные ритуальные
празднества с песнями и хороводами. "Голлу" в своём архаичном оформлении имел
ярко выраженные черты аграрного праздника, который посвящался мифологическому
покровителю урожая и отражал общинный способ земледелия. Нет сомнения, что в
языческой древности причиной возникновения этого праздника послужило
коллективное стремление людей получить богатый урожай. В приуроченной к обряду
песне всячески старались воспеть щедрость, красоту, ум, красноречие божества. Он
наделяется антропоморфными черами доброго белобородого старца с зоркими глазами,
в золотистой шубе. В одной руке он держит посох, в другой - отборное зерно.
Исключительный интерес представляет хореография танца "Голлу" главный
исполнитель которого тёречи, т.е. старший, с полной чашей бузы обращается к
божеству с просьбой о богатом урожае. Собравшиеся в хоровод повторяли слова
восхваления божеству. Ритуальный церемониал начинался с того, что тёречи
исполнял на популярном народном инструменте сыбызгы (дудке) мелодию, которая
извещала о начале обряда. По первому звуку дудки участники, взявшись за руки,
становились в большой круг и начинали движение пляски и пение (Ойра, Голлу, Ойра,
Голлу). Это был массовый танец-хоровод, продолжавшийся целую неделю.
Календарному характеру обряда явно придавалось магическое назначение. Позже "Голлу"
трансформируется, утрачивает связь с аграрным обрядом и превращается в свадебную
песню-пляску.
Хардара
представляли в образе златошерстого барана. К нему обращались с просьбой о
хорошем урожае в ритуале "Сабантой", когда устраивали праздник первой борозды.
Это происходило весной. Тамада брал чашу, наполненную бузой, и произносил
слова-заклинания, обращенные к Хардару; в них звучала просьба об обильном
урожае.
Наиболее
распространенным персонажем аграрного культа и в Балкарии, и в Карачае был
Эрирей. Песни в честь него пели на поле во время сева, и на гумне, во время
обмолота зерна. Люди, обращаясь к своему покровителю, клялись хорошо
обрабатывать поле, вовремя орошать его, лишь бы Эрирей дал осенью обильный
урожай. Приуроченную обрядовую трудовую песню в честь этого божества исполняли в
основном поздней осенью, сидя на быках на специальной площадке, во время
обмолота зерна. Песня должна магически содействовать облегчению труда и
воздействовать на объект труда.
В языческой мифологии карачаевцев и балкарцев были покровители разных видов
скота - Долай - крупного рогатого скота, Аймуш - овец, Маккуруш - покровитель
коз. Песня о Долае, несомненно, возникла в пастушьей среде - об этом
свидетельствует и ее содержание и приуроченность: песню исполняли в процессе
сбивания масла.
В народной памяти
сохранились песни, наигрыши и легенды, посвященные Аймушу - зооморфному существу
в образе золоторогого барана со снежно-белой шерстью. Согласно мифологическим
воззрениям, он ходит впереди стада и охраняет его от "нечистой силы". Но
постепенно "время стерло из народной памяти основные религиозно-мифологические
атрибуты, связанные с именем этого божества", и позже Аймуш изображается
белобородым старцем со свирелью в руках, который дает разные наставления
пастухам.
Мифологического покровителя коз Маккуруша люди представляли в образе огромного
белого козла с острыми рогами. От его воли зависели приплод и сохранность стада.
Восхваляя
покровителей шерстяных и ткацких изделий Инай (Онай, Анай), строго соблюдали
соответствие ритма напева ритму труда. "Утилитарной же функцией песни чесальщиц
шерсти является эмоциональное облегчение однообразной работы и предрекание
изготовляемым из расчесанной шерсти вещам стать счастливыми".
Покровителями
грома и молнии в мифологии балкаро-карачаевцев были Чоппа, Шибля и Элия.
Первоначально, обращаясь к божеству Чоппа, люди совершали круговой танец вокруг
убитого молнией. Позже божество обретает и другие функции и становится
полифункциональным. В период затмения Солнца или Луны их пытались "спасти" от
чудовища Джелмауза и обращались с мольбой о помощи к Тейри и Чоппа. Ритуалы,
связанные с почитанием божеств грома и молнии, у балкарцев и карачаевцев
сопровождались, как и у многих народов мира, жертвоприношениями козы. К Чоппа
часто обращались с просьбой о ниспослании дождя. Потому мнение, согласно
которому связанные с ритуалами жертвоприношения козы отражают древнейший символ
плодородия, нам кажется приемлемым. "По преданию, нарты, когда кого-нибудь
поражала молния, пели всегда какую-то песню "Чоппа", - писал в прошлом веке
просветител С. Урусбиев. "Так, на правой стороне реки Джилги ещё не так давно
существовал каменный домик. Против этого святилища на правой стороне Чегема была
ровная площадка. На ней пели песню "Чоппа", откуда и называется местечко Чоппа
чела (чоппачыла) ("Люди, поющие песню "Чоппа"). Ту же песню Чоппа поют, когда
человека молнией поражает",- подтверждали в прошлом веке русские ученые В.
Миллер и М. Ковалевский.
Шибля -
покровитель, живущий на небе и ниспосылающий на землю гром и молнии. Он
оберегает людей от воздействия злых сил, от беды. Данных о его внешнем облике
(как и об облике Чоппа) не сохранилось. Известно лишь, что одна сторона его лица
- Солнце. а другая - Луна, а сверкание молнии вызвано его дыханием.
Наиболее поздний в
мифологии балкарцев и карачаевцев - образ божества Элия. Связанные с его именем
легенды и песни сохранились в народной памяти лучше других. В 1807 году Ю.
Клаппрот писал, в частности: "Они (балкарцы - X. М.) утверждают, что он (Элия)
часто является на вершине самой высокой горы; они приносят ему с пением и
танцами в жертву ягнят, молоко, масло, сыр и пиво". Элию представляли в образе
благообразного белобородого старца, летящего над облаками и мечущего молнии
движением пальца. Особо почитаем Элия богатырями-нартами и дружен с ними: он
помогает им не сбиться с пути ночью, а также одолеть сильных и многочисленных
врагов. В стране нартов его ждут с хмельными напитками и обильным угощением.
Все эти
покровители сосуществовали в мифологии балкарцев и карачаевцев, а имена Шибля и
Элия стали синонимами, обозначающими молнию.
В мифологии
балкарцев и карачаевцев сохранился ряд песен, преданий и легенд, связанных с
охотничьей жизнью и охотничьими повериями. У охотников были свой табуированный
язык, которому придавалось особое значение как одному из магических средств
обеспечения успеха. Когда-то покровителя охотников Апсаты представляли
зооморфным существом. Но постепенно представления о его внешности
трансформируются, божество очеловечивается - это уже белобородый старец. Он не
только охранял дичь от истребления охотниками, но и обладал магическими
свойствами - мог лечить раны у туров, оленей, коз и т.д. Согласно мифу именно
Апсаты научил людей делать айран, тем самым значительно сократив истребление
диких животных. Миф об Апсаты и егo могуществе лег в основу знаменитой песни о
безжалостном охотнике Бийнегере.
"По древним
представлениям (тюрков), царь любого вида животных обязательно должен был быть
белым". Видимо, балкарцы и карачаевцы унаследовали культ этого цвета из тюркской
этнокультурной среды: яркий белый цвет значительно преобладает во внешности
зооморфных и антропоморфных божеств таких, как Элия, Апсаты, Хардар, Фатимат,
Голлу, Аймуш и т.д. Интересно отметить, что в охотничьей среде почитали и
остерегались животных белой масти. "По преданию, балкарские старики, бывалые
охотники, стреляли семь раз в белого тура и ни разу не попадали". Следы
охотничьей мифологии относительно хорошо сохранились в песнях охотников на зубра
и на медведя. Если раньше эти песни имели приуроченный характер и сопровождали
выход охотников на промысел, то в дошедшем до нас варианте они представляют
сюжетную ситуацию подготовки к охоте и добычи зверя. В Чегемском ущелье Балкарии
зафиксировано поклонение охотников Аш-Тотуру, который, очевидно, восходит к
общекавказскому Тотуру, почитаемому ингушами, чеченцами и осетинами как
покровитель волка:
Повсеместная охота
на зверей побуждала людей искать тайну охотничьего промысла и способствовала
возникновению профессионального магического обряда - ритуального охотничьего
танца, который сопровождался подражанием рыку зверя, или же песни-заговора,
выполняющего охотничью трудовую функцию, песни-заклинания божества охоты и
лесных зверей. В охотничьей мифологии балкарцев и карачаевцев нередко
упоминается о любовной связи богини Фатимы с охотникои Тегеем.
И в мифологии, и в фольклоре сохранились воспоминания о том, как высоко почитали
в прошлом предки балкаро-карачаевцев огонь. Священным считался очаг, где горел
огонь и вокруг которого собиралась семья "Неугасимый огонь в очаге, по
представлениям балкарцев, означал вечность семьи. Поэтому огонь в очаге
старались поддерживать". Атрибутом мифологического мышления является похищение в
богатырском нартском эпосе огня Сосуруком у чудовища эмегена. Божественное
происхождение - характерная особенность некоторых мифологических персонажей
фольклора балкарцев и карачаевцев. Мать нартского рода Сатанай родилась от
Солнца и Луны, а тамада нартского народа Дебет - сын Неба и Земли. Сердце же у
него было из огня. Обряды "Тейри той", "Сабан той" и "Тепена" так же были
связаны с огнем. По сей день как злейшее проклятие звучат слова "Отунг ёчюллюк!"
("Погаснуть твоему огню!"). "Огонь в очаге должен гореть все время и потухший
огонь не может быть зажжен снова с помощью огня, взятого у чужого двора.
Надочажная цепь у балкарце как и у осетин, считалась величайшей святыней семьи,
играла важную роль в свадебном ритуале. Если кто-то осмеливался выкинуть цепь,
его неминуемо ожидала месть. Продать цепь также считалось большим позором".
Балкарцы и
карачаевцы, долго оставаясь язычниками поклонялись различным камням и деревьям.
Как указывали некоторые авторы, в Большой Балкарии вплоть до конца ХIХ века
поклонялись дереву Раубазы-Терек, а в Большом Карачае - сосне Джангыз-Терек. В
прошлом вокруг нее карачаевцы устраивали обряд "Чоппа", который сопровождался
хороводной песней, воспевающей божественную силу этой сосны.
Жители Чегемского
ущелья Балкарии (аулы Уллу-Эль, Булунгу и Думала) почитали священные камни
Байрым-Таш и Аштотур-Таш. Им обязаны были поклоняться все карачаевцы и балкарцы,
приехавшие похитить или случайно оказавшиеся в Чегеме. Подобные священные камни
под названием "Чоппаны-Ташы", "Къарачайны къадау ташы", "Байрым-Таш" и т.д.
Интереснейшие
легенды и песни связаны с камнями Байрым-Таш и Аштотур-Таш. Байрым или Мариям -
довольно распространенный персонаж в мифологии балкарцев и карачаевцев. В
сознании полуязычников-полухристиан происходит переосмысление образа святой
Марии, которая превращается в богиню материнства. Из мифологии ее образ
переходит в фольклор. В Чегемском обществе считали, что Мариам похоронена под
Байрым-Таш и дух ее покоится под этим камнем. В 1884 г. известные русские ученые
В.Миллер и М.Ковалевский писали:"Заметим, что в Балкарии так же много следов
древнeгo христианства. Есть и камень Байрым (осет. Мариам), некогда святилище
Богородицы, которому женщины до сих пор приносят жертвы". Как выяснилось позже,
священные камни, носящие ее имя, были почти во всех старых селах Балкарии и
Карачая.
Божество пожара,
огня и ветра Ажам в основном живёт в лесу. Внешне он близок к Агач Киши (Лесному
Человеку), но тело его как бы объято пламенем. Как и Лесной Человек, он
огромного роста, покрыт шерстью, топор на поясе служит основным оружием его
защиты и нападения. Ажам имеет и уязвимое место: это поясница. Людям он не
показывается, а когда проходит мимо них, слышен только его свист.
Мифология в целом,
как и весь фольклор балкарцев и карачаевцев, была связана с традиционными
ритуалами. К ним относятся ритуалы "Тепена" и "Сандракъ", которые сопровождались
песнями и танцами. Обряд "Тепена" ("Чепена") был известен и ближайшим соседям
балкарцев - осетинам, что дает нам основание предполагать вероятность его
возникновения в среде алан - общих предков балкарцев, карачаевцев и осетин. В
древности этот обряд относился к числу свадебных и был приурочен к выходу
невесты из родительского дома. Невесту водили вокруг горящего очага, при этом
она вместе с другими исполняла песню-танец "Тепена". Осетинская "коллективная
обрядовая пляска "Чепена", сопровождающаяся одновременной хороводной песней",
очень близка к балкаро-карачаевской "Тепена" не только по характеру
предназначенной ей бытовой роли, но и по мелодии.
"Сандрак" известен
как популярнейший в Балкарии и Карачае танец, сопровождающийся песней; его
исполняли обычно пастухи в ночное время отдыха и на свадьбах. В древности,
очевидно, он был приурочен к обряду поклонения людей божеству Сандрак,
конкретный образ и функции которого в настоящее время утрачены.
Мифологическую
основу имеют песня и наигрыш, исполняемые при поиске тела человека, утонувшего в
реке. Люди глубоко верили, что наигрыш или сопровождаемая наигрышем песня
помогает найти утопленника, ибо они должны иметь божество воды. Покровителями
воды в карачаево-балкарской мифологии были Данметтир и Сюлемен. Их называют Суу
Анасы, т.е. Матерь воды. Божество Данметтир, на наш взгляд, восходит к
покровителю воды в мифологии алан Донбыттыру, а Сюлемен - не что иное, как
превращение библейского пророка Соломона в мифологического покровителя водной
стихии. Согласно народным поверьям, внешне они напоминают женщин с длинными
светлыми волосами и живут на дне рек, озер и водоемов. Покровительницей морей
считали Тенгиз Тейри. Как и другие покровители подводного мира, она наделена
антропоморфными чертами. Это - богиня, которая живёт на морском дне. Богиня
могла выходить на сушу, обернуться женщиной и похитить понравившуюся девушку,
чтобы подчинить ее себе. Так она и поступила с героиней нартского эпоса Сатаней.
Вообще в
анимистических верованиях балкарцев и карачаевцев большое количество женских
божеств, культ которых, очевидно, объясняется господствовавшим некогда
матриархатом. Это Жукъу Анасы (Мать сна) -Чомпараш, Кюл Анасы (Мать золы) -
покровительница очага, Кёме Анасы (Мать кори), Эмина Анасы (Maть холеры), Азмыч
- страшно уродливая женщина, искусно умеющая говорить проклятия. Нетрудно
догадаться, что слово "ана" - "мать" - здесь употребляется в значении
"покровительница". Возможно, в прошлом каждая их этих покровительниц имела имя,
но со временем оно изчезло из памяти людей.
В древности
карачаевцы и балкарцы поклонялись ветру. К покровителям ветра Гери-Гери и
Химикки обращались при веянии зерна, а также в период долгих и сильных ветров с
просьбой умерить их силу. По народным поверьям у покровителей ветра были веники,
на которых они быстро взлетали на облака и направляли ветер в любую сторону.
В прошлом балкарцы
и карачаевцы почитали различных птиц, зверей, животных: черного ворона - къара
къаргъа, белую олениху - акъ марал, черную лису - къаpa тюлкю, а также барана и
быка. "Среди почитаемых домашних животных на одном из первых мест стоит баран".
Мы уже говорили, что некоторые божества в языческой мифологии карачаевцев и
балкарцев имеют облик барана. Так, знаменитый охотник Боташ вынужден был
покинуть Большую Балкарию из-за того, что случайным выстрелом из лука убил
барана, которому поклонялись люди. Позже, преследуя белую маралиху в горах
Баксана, ушел далеко от родных мест и открыл еще не заселённые людьми верховья
Кубани.
Согласно народным
воззрениям, Черная лиса обладала свойствами оберега, а обладатель ее шкуры мог
быть огражден от всяких бед. Нельзя было стрелять в белую маралиху - это могло
принести несчастье охотнику. Молоко же ее считалось лечебным средством,
помогавшим от неизлечимых болезней.
Магические функции
и семиотический знак обилия, плодородия и урожая придавали в прошлом карачаевцы
жертвенной козе при исполнении обряда "Чоппа".
В мифологии балкарцев и карачаевцев остались следы солярных, лунарных и
астральных мифов. Согласно народным повериям звезды - это истоки, летящие из
камина верховного бога Тейри, Солнце - муж, а Луна - жена. В новолуние люди
обращали свои взоры на небо просили Луну помочь исполнению их мечты. Считалось,
что бог Солнца (Кюн Тейри) сильнее и могущественнее бога Луны (Ай Тейри). О
Венере (Чолпан) рассказывали, что эта звезда продала свою мать за золотую шубу:
яркое сияние этой звезды воспринималось в народе как блеск этой шубы. Пятна на
Луне объясняли тем, что на нее взлетел со своим конем и собакой один из герое
богатырского нартского эпоса - Гиляхсыртан Злоязычный. Балкарцы и карачаевцы
считали, что затменте солнца и луны происходит из-за того, что их пытается
проглотить чудовище - дракон Желмаууз. Люди стреляли в небо, били в тазы,
кричали, разводили костры, чтобы отогнать Желмаууза прочь и разбудить небесных
сторожей.
Тералогические
мифы оставили заметный след в воззрениях народа. В качестве злых духов выступают
Байчы, Бастырыкъгъан, Азмыч и мифические существа, которые могут издавать
неприятные звуки. Когда человек одинок, Байчы громко кричит, называя его имя
голосом близкого тому человека. Но откликаться нельзя, так как, по народным
поверьям, можно остаться заикой. "В присутствии ребенка взрослые избегали
разговоров о злом духе Байчы и никогда не пугали его именем детей". "Старики,
знатоки старины, уверяют, что Байчы действует преимущественно ночью, зовет
человека по имени, и если кто-либо по неосторожности отзовется, тот теряет силу,
полностью подчиняется воле Байчы и становится eго жертвой".
Защитником
маленьких детей, духом добра был "патрон повсеместно почитаемый Тымбыл".
Покровитель домашнего очага и семьи в целом - Юй Иеси (букв.: домовой)
представлялся в образе необыкновенно высокой женщины с длинными волосами.
Согласно традиционному ритуалу ей должны были оставлять долю из приготовленной
пищи, в противном случае она могла разгневаться и бить посуду, пугать детей и
т.п.
В прошлом балкарцы
и карачаевцы почитали различные святилища, остерегались бед и несчастий, которые
могут постигнуть святотатца. В Верхней Балкарии и Чегеме были специальные рощи и
места, где устраивали обряды "Голлу", "Чоппа", "Элия" и т.д.- таковы Ач Элия
Урган, Чоппачыла, Уллу Тотур и т.д. В Большом Карачае ритуальные трапезы
устраивали вокруг камня, Чоппа-Таш и у священных деревьев, церквей. Особо
почитали чуана (бывшие христианские храмы) весной, когда народ выходил на
праздник первой борозды. Тамада обряда (тёречи), исполняющий функции жреца,
выходил к горящему костру и, обращаясь к божествам Чоппа, Голлу, Хардар, Перекет,
Тейри просил о ниспослании богатого урожая и изобилии нив. "В Балкарии (в
Терской обл.) в кургане Хусанты, по преданию, есть помещение с семью
окаменевшими девами. Одна из них с ребёнком на руках... Женщины приносили
окаменевшим девам пожертвования: молоко, лепешки и ягнят. И в настоящее время
курган Хусанты считается священным и неприкосновенным",- писал Г.Ф. Чурсин.
В народной памяти
остались отголоски имевшего некогда место у балкарцев и карачаевцев фалического
культа. Так, общинники Чегемского ущелья, как правило, спаривали овец и коз у
подножья скалы Гильдор. Покровитель коз Маккуруш отличался сверхъестественной
половой активностью.
Различные виды магии и заговора нередко сопровождались песней или
формулами-заклинаниями. Будучи теснейшим образом связаны с мифом, они составляли
его неотъемлемую часть и применялись в самых различных случаях и ситуациях.
Заговоры в карачаево-балкарской мифологии произносились особым табуированным
архаическим языком, им приписывалась магическая сила, способствующая исполнению
желаний.
Если животное не
возвращалось с пастбища или не могли его найти, брали ножницы и в сопровождении
песни-заговора связывали их веревкой - считалось, что таким образом будет
обезврежено животное от волчьей пасти, что соответствовало апотропеи -
предупредительной магии. По целевой направленности, предназначенной функции и
степени сложности балкаро-карачаевские мифы имели обряды знахарства - лечебной
магии, вербальной магии - магии слова, мантики - гадальной магии и т.д., на
подробной классификации которых мы не можем остановиться. В свадебном обряде "Тепена",
когда невеста покидала отчий дом, ее осыпали зерном, чтобы её не покидало
изобилие, что соответствовало магии плодородия или контагиозной магии.
Наиболее распространены были заговоры змеи, волка, луны. Так, существовало
поверье, что если гонятся друг за другом три змеи, то ползущая впереди обладает
волшебным амулетом (жилан минчакъ), а две другие хотят у неё отнять его. Было
также поверье, что если амулетом завладеет человек, то змеи будут почитать его и
никогда не тронут. При встрече со змеей ее не убивали, а заговаривали песней:
Ветреную плеть
возьми, змея,
Ветреную бурку
надень, змея,
На ветреного коня
сядь, змея,
На земле в дыру
уползи, змея!
Апотропическими
предметами у балкаро-карачаевцев были различные железные изделия: ножницы, ножи,
гвозди и брусок. Г.Ф. Чурсин писал, что "карачаевщ для отогнания злых духов к
люльке привешивают иногда когти волка и рыси". "В какой-то период своей истории
все цивилизованные народы мира прошли через подобную стадию интеллектуального
развития",- подчеркивал Дж.Дж. Фрезер.
Созданная в
глубокой древности и пронесенная через века песенная культура отразила не только
древнее мышление, образ жизни и мировоззрение балкарцев и карачаевцев. В ней
наиболее полно и весомо отразились характер и эстетика творческого мышления этих
народов. Ибо, являясь словесной первобытной культурой, миф выражает мироощущение
и миропонимание эпохи его создания. Мы уже говорили, что в основе мифологии
балкарцев и карачаевцев лежит синтез древнетюркског, аланского и общекавказского
компонентов. Богата и разнообразна культура древних племен - предков балкарцев и
карачаевцев. Она и явилась источником формирования мифологии этого народа. Хотя
столетия и наложили заметный отпечаток на ее эволюцию, мифология этих народов
сохранила следы глубокого архаизма и донесла до нас религиозно-мифологические
представления и древнее мышление народа в относительной полноте и разнообразии
форм. Некоторые ее сюжеты послужили основой для создания замечательных песенных
творений народа. Созданные мифотворчеством народа культовые образы во многом
представляли культурных героев, деятельность которых была неразрывно связана с
жизнью людей.
Чипчикова М.Н., преподаватель балкарского
языка и литературы
О КОМБИНАТОРИКЕ ГЛАГОЛЬНЫХ СВЯЗОК
Выделение группы глагольных связок зависит от
того, какие глаголы мы будем считать связочными. С этой целью необходимо
определить основные признаки, характеризующие данную лексическую группу.
Основной формальный признак связочного
глагола, заключенный в самом его названии, определяется его главной функцией
служить для соединения подлежащего с предикативным членом. Другой характерной
чертой, помогающей отличать связочное употребление глагола от полнозначного,
является лексическое значение. Все глаголы, выполняющие функцию связки, как
считают многие лингвисты, утрачивают часть своего первоначального значения. Эти
два свойства являются определяющими при выборе связочных глаголов. При
отграничении связок от полнозначных глаголов можно опереться также и на признак
«переходность/непереходность», поскольку все глаголы-связки являются
непереходными.
Немаловажную роль играет и специфика
сочетаемости глагольных связок. Только этому типу глаголов свойственна
комбинаторика с именем прилагательным. Значительная часть глаголов-связок может
комбинироваться как с именем прилагательным, так и с именем существительным и
его эквивалентами. Но этим свойством обладают не все связки, и у определённой
группы связочных глаголов существует определённая избирательность к своему
подчиненному элементу.
Следует отметить, что наряду с именами
прилагательными и словами категории состояния связочные глаголы свободно могут
комбинироваться с причастиями II, которые при своём изолированном употреблении,
то есть при функционировании вне сферы аналитических форм перфекта и пассива,
проявляют свойства, максимально сближающие их с именем прилагательным. Например,
be/become/remain/seem: surprised/scared/bored и так далее.
Комбинаторика связочных глаголов не
ограничивается перечисленными классами слов, но распространяется и на предложные
сочетания, зависимые предикативные единицы, и как считают некоторые
исследователи, наречия. В.В. Бурлакова (1984) пишет, что обычно в таких случаях
приводится пример с enough: The sun is not enough! Но следует учитывать, что в
словарях данное слово имеет помету не только как наречие, но и как имя
прилагательное, и поэтому в подобных случаях трудно решить, с чем мы имеем дело
– с наречием или с именем прилагательным. Неспособность же комбинироваться с
наречиями, как считает В.В. Бурлакова (1984: 73), «является одним из
отрицательных признаков, отличающих связочные глаголы от полнозначных».
Теперь рассмотрим комбинаторные свойства
некоторых глаголов, употребляющихся в качестве связок. Примеры были взяты из
словаря И.Р. Гальперина.
Из всех связочных глаголов самой широкой сочетаемостью обладает глагол be. Он
сочетается с любыми комплементами без ограничений: to be asleep "спать"; to be
tired "устать", «чувствовать усталость»; to be in trouble "попасть в беду",
"иметь неприятности"; to be gоne "уйти", "уехать", "пропасть"; It was not to be
"Этому не суждено было осуществиться". В.В. Бурлакова также выделяет глаголы
become и seem и считает, что у всех остальных глаголов имеются какие-либо
ограничения: to become serious "становиться серьёзным", to become interested
"заинтересоваться", to become a doctor "стать доктором", He seemed to be a good
fellow "Он производил впечатление хорошего человека", He seemed old to me "Он
мне показался старым", How does it seem to you? "Какое на вас это производит
впечатление?"
Глагол feel сочетается с именами прилагательными, числительными,
существительными, причастиями II, предложными сочетаниями, словами категории
состояния (My foot feels better "Моей ноге лучше"; to feel tired "устать",
"чувствовать усталость"; to feel oneself alone "чувствовать себя одиноким"; to
feel out of sorts "быть не в духе", "быть не в своей тарелке") и, реже с
наречиями (I feel very strongly about women smoking «Я против того, чтобы
женщины курили"). Однако следует отметить, что даже в тех случаях, когда
связочное употребление указанного глагола выступает наиболее отчётливо,
сочетающиеся с ним предикативы характеризуются определённой семантической
однородностью, поскольку они выражены, как правило, именем прилагательным,
обозначающим внутреннее состояние субъекта, его ощущение. В этом смысле можно
говорить о сохранении семантического сходства глагольной связки с первоначальным
значением глагола.
Глагол come чаще сочетается с прилагательными,
причастиями I и II, словами категории состояния (to come unstuck "пойти прахом",
"не осуществиться"; Your shoe-laces have come undone "У вас развязались шнурки";
Some day your dream will come true "Когда-нибудь ваша мечта осуществится"; The
rain came pouring "Полил дождь"; They come in all shapes "Они встречаются всех
видов"), реже с числительными (She is coming fifteen "Ей пятнадцатый год"). За
этой глагольной связкой обычно следует также сочетание с предлогом типа of age:
He came of age "Он достиг совершенолетия". Данный глагол иногда употребляется в
сочетании с глаголом be, который выполняет функцию связки, а глагол come в
данном случае выражает только изменение, например, When he comes to be a little
stronger... «Когда он станет немного сильнее…».
Глагол look употребляется, когда речь идёт о
внешнем облике предмета. Этот связочный глагол сочетается с прилагательными,
словами категории состояния, причастиями и предложными сочетаниями (Everybody
looked tired "У всех был усталый вид"; Things look promissing "Дела принимают
хороший оборот"; I never saw her look better "Она никогда не выглядела лучше"),
а реже с именами существительными (He looks a perfect fool "Он производит
впечатление полного идиота").
Глагол remain в связочном употреблении
сочетается с именами существительными и прилагательными, причастиями I и II,
местоимениями и предложными сочетаниями. (The weather remains fine "Стоит
хорошая погода", to remain in force "оставаться в силе", to remain unchanged
"оставаться неизменным", to remain a widow "оставаться вдовой"). Но, не смотря
на широкую сочетаемость, он, аналогично feel, сохраняет своё исходное значение
«оставаться», «пребывать».
Связочные глаголы get и grow сочетаются
преимущественно с именами прилагательными и причастиями II (to grow large
"увеличиваться"; to get hungry "проголодаться"; to grow alarmed "начинать
беспокоиться"; to get drunk опьянеть"). В сочетании с существительными get и
grow большей частью являются полнозначными переходными глаголами, принимающими
прямое дополнение. Однако лексическое значение некоторых существительных
допускает сочетание их с глаголами get и grow в качестве предикативного члена (He
is getting an old man "Он стареет"; It grows an absorbing passion "Это
превращается во всепоглощающую страсть").
В некоторых случаях, когда в качестве именной
части выступает имя существительное, глагол to get употребляется в сочетании с
глаголом be, который и играет роль глагола-связки, а за глаголом get сохраняется
функция обозначения изменения состояния: He didn’t get to be admiral «Он не стал
адмиралом».
Глаголы go и turn в функции связок, по мнению
В.В. Бурлаковой (1984), не комбинируются с именем существительным: в этой роли
они могут образовывать сочетания только с именем прилагательным. Как полагают
некоторые исследователи, перечисленные связки проявляют избирательность не
только к классу подчинённого элемента, но даже к его семантической группе. Таким
образом, глагол turn образует сочетание только с именами прилагательными,
обозначающими цвет или изменение его интенсивности: turn blue/yellow/red/pale и
так далее. А.М. Кузнецов (1980) считает, что данный глагол в сочетании с
прилагательными, обозначающими цвет, выражает неожиданное изменение.
Следующий пример, однако, опровергает мнение
В.В. Бурлаковой: You have no intent to turn husband, have you? «Ты не
намереваешься стать мужем, не так ли?» Считается, что связочный глагол turn «в
сочетании с именами существительными часто обозначает становление какого-то
нового качества, которым субъект ранее не обладал» (Кузнецов 1980: 107). Можно
также привести пример, где глагол turn употребляется и с наречием: Everything
turned out very well "Всё обошлось очень хорошо".
Глагол go преимущественно комбинируется с
прилагательными, обозначающими ухудшение состояния (to go mad "сойти с ума", to
go hungry "проголодаться", to go sour "прокиснуть"), хотя комбинации с именами
прилагательными иной семантики для него тоже не исключены: to go free "быть
свободным". Несмотря на то, что глагол-связка go, по мнению некоторых
лингвистов, не сочетается с именами существительными, можно убедиться в
обратном: to be gone six months with child «быть на седьмом месяце
беременности». Также можно привести примеры, где глагол go употребляется с
числительными: He is going fifteen "Ему идёт пятнадцатый год", с причастиями II:
to go unpunished "быть безнаказанным"
Особые своеобразие сочетаемости имеет глагол
make, который, функционируя в качестве связки, не обладает способностью
образовывать сочетания с прилагательным, а комбинируется только с именем
существительным и реже с именем числительным: Will you make one of the party?
"Не составишь ли ты нам компанию?", Two and two makes four "Два и два равняется
четырём". В качестве полнознаменательного глагола он тоже комбинируется с именем
существительным в качестве объекта. Разграничение этих двух типов сочетаемости
для данного глагола основывается на внеязыковой соотнесённости. Когда глагол
make функционирует в качестве связочного глагола, то подчинённый ему именной
член, обозначенный существительным, должен иметь ту же референтную
соотнесённость, что и подлежащее; когда же глагол make выступает как
полнознаменательный, то подчинённое ему имя существительное должно иметь
референтную соотнесённость, отличную от референтной соотнесённости подлежащего
того же предложения. Таким образом, в предложениях типа She could make a good
mother for them "Она могла бы стать им хорошей матерью" мы наблюдаем одинаковую
референтную соотнесённость, а следовательно глагол make выступает в качестве
связки. Различную референтную соотнесённость можно увидеть в предложениях: I
might make a little money by writing or taking pupils (Samuel Butler, 34), He...
made feeble efforts... (Samuel Butler, 33). В этих двух примерах предикатив
трансформируется в прямое дополнение, что не характерно для связочного глагола.
Глаголы smell и taste имеют наиболее сильное
комбинаторное ограничение. В связочном употреблении они сочетаются только с
именами прилагательными, обозначающими запах и вкус, то есть лексически
совместимыми со значением данных глаголов: to smell good/nice/sour "иметь
хороший/приятный/кислый запах"; His breath smells of garlic "От него пахнет
чесноком"; to taste sweet "быть сладким на вкус"; to taste of onions "отдавать
луком".
Как следует из всего сказанного, не только
полнознаменательные, но и глаголы, играющие роль связки, имеют ряд семантических
ограничений в своей сочетаемости. Самой широкой сочетаемостью, как было указано
выше, обладают глаголы be и become. Поскольку данные глаголы самые яркие
представители связок, то они являются наиболее десемантизированными. У остальных
связок имеются те или иные комбинаторные ограничения.
Наиболее сильное ограничение имеет глагол make,
так как в связочном употреблении сочетается только с именами существительными и
очень редко с числительными. Далее следуют глаголы smell и taste, которые могут
иметь в качестве предиката только прилагательные, лексически совместимые с их
значением.
Таким образом, степень ослабления значения глагольной связки зависит от
возможности ее употребления с различными предикативными членами. Чем шире
сочетаемость глагола, тем больше и его десемантизатия.
ЛИТЕРАТУРА:
Большой Англо-Русский Словарь под редакцией Гальперина И. Р., в 2-х т. - М.,
1979.
Бурлакова В.В. Синтаксические структуры современного английского языка. - М.,
1984. - 112с.
Винокурова Л.П. Грамматика английского языка. - Л., 1954. - 344с.
Жигадло В.Н., Иванова И.П., Иофик Л.Л. Современный английский язык. - М.,1956. -
350с.
Иофик Л.Л. Структурный синтаксис английского языка. - Л., 1972. - 176с.
Кузнецов А.М. Структурно-семантические параметры в лексике. - М., 1980 - 440с.
Samuel Butler. The way of all flesh. - New York, 1945 - 397p.
Умарова З.М. О комбинаторике глагольных связок//Вопросы Романо-германской и
русской филологии. Межвузовский сборник научных статей. Вып. I. – Пятигорск:
ПГЛУ, 2004. – С. 294 – 298.
Умарова З.М.,
преподаватель английского языка
ПОДГОТОВКА РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
Семья - это общественная единица, основанная
на браке и отношениях кровного родства; в современном понимании группа близких
родственников, живущих вместе.
Семья возникла на ранних стадиях человеческого
общества. За всю историю общества семья претерпела существенные изменения как по
форме, так и по так и по выполнению определенных функций. Ощутимо меняется
функция семьи, обеспечивающая многообразие духовных внутрисемейных связей и
отношений, взаимное влияние супругов друг на друга, возрастающее внимание
родителей к воспитанию детей.
В чём же выражается специфика семейного
воспитания? Взаимоотношения строятся на взаимной любви, уважении, поддержке во
всех делах. Общение детей с родителями, старшими братьями и сестрами, дедушками
и бабушками обогащает жизненный опыт детей, даёт им первые нравственные уроки.
Нравственное влияние родителей на детей трудно
переоценить. В первые годы жизни ребёнка родители больше обеспокоены развитием и
удовлетворением его материальных и физических потребностей и иногда забывают о
развитии и правильном удовлетворении его духовных потребностей: чтение сказок,
рассказов о природе, просмотр детских фильмов, прослушивание музыки,
рассматривание художественных картин. Для успешного обучения ребёнка в школе
необходимы развитые ещё в дошкольном возрасте духовные потребности.
Уже с дошкольного возраста родители должны
приучать ребёнка к труду. Своевременное трудовое воспитание ребенка - залог его
успешного гражданского становления, так как через труд для других, через добрые
дела формируется сознание ребёнка, понимание, что каждый человек должен
трудиться.
Уже в дошкольном возрасте семья формирует у
ребенка эстетическое понятие о красоте в природе, человеческом общении. Но нужно
учить не только понимать красивое, но обязательно беречь и создавать это
красивое в природе.
С поступлением ребёнка в школу задачи
умственного развития и воспитания его в семье возрастают.
Таким образом, с самого раннего детства семья
активно осуществляет всестороннее развитие личности. Даже такой короткий
перечень задач помогает осмыслить истинное значение крылатого выражения «Всё
начинается с детства».
Выделим для социального рассмотрения вопрос
подготовки ребенка к школе. Обучение ребёнка в школе - новый важный этап в его
жизни. Готовность ребёнка к школе определяется его общей, интеллектуальной и
психолого-педагогической подготовкой. Занятия ребенка в школе сопряжены с
длительным напряжением при выполнении письменных упражнений, поэтому надо
развивать у ребёнка мелкие мышцы кисти рук, упражнять его в лепке, рисовании,
вырезании. Важно научить ребёнка правильно переносить утомление. Утомление -
естественные результаты любого вида труда, а у детей игры.
Второй важной стороной готовности ребёнка к
школе является его интеллектуальная готовность. Ребенок должен уметь сравнивать,
сопоставлять, делать выводы и обобщения в простейших жизненных ситуациях, уметь
наблюдать заданное, выделять главное в картинке, рассказе, проводить простые
сравнения чисел, геометрических фигур. Кроме того, ребёнку нужно уметь
внимательно слушать учителя, слушать и то, что неинтересно для него, выделять
главное в рассказе учителя. Большое значение имеет подготовленность речи
ребёнка. Он должен уметь правильно и последовательно излагать свои мысли,
вопросы, выразительно говорить, грамотно строить предложения.
Для успешного изучения математики в школе
необходимо подготовить детей к усвоению понятий, таких как: «равенство»,
«неравенство», «больше», «меньше», «одинаково», «столько же», «старше» и
«моложе», «короче и длиннее».
Большое место в дошкольном воспитании должен
занимать деловой настрой ребёнка на школу, на серьёзный учебный труд.
Нельзя забывать о том, что с приходом в школу
ребёнок попадает в новый коллектив своих сверстников. Для этого нужно
прислушиваться, как ребёнок говорит о делах в детском саду, что при этом он чаще
употребляет — «я» или «мы», как учится уважать мнение коллектива, болеть за его
успехи, уважать товарищей. Трудности коллективного воспитания встречаются
особенно в тех семьях, где растёт единственный ребёнок.
И, наконец, для успешного учения в школе
большое значение имеет привычка к дисциплинированному поведению, чувство
ответственности при выполнении любого порученного дела, прилежание ребёнка.
Будучи дошкольником, ребёнок много гулял, имел
дневной сон, занятия в садике продолжались 25-30 минут и не носили такого
обязательного характера, как в школе. В школе - строгая обязательность всех
видов учебной работы и часть учебных дел задаётся на дом.
Поступление ребёнка в школу меняет стереотип
его поведения, прибавляются новые обязанности и это проходит не всегда гладко и
без конфликтов.
Таким образом, современное понятие готовности
ребёнка к обучению в школе является весьма ёмким и наша задача и обязанность
помочь ребёнку, как можно легче адаптироваться в школе.
Зайченко
В.В., учитель начальных классов
ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДЕТСКОГО САДА И
ШКОЛЫ, ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Проблема преемственности между дошкольным и
начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему
преемственности между ДОУ и начальной школой? Этот вопрос сегодня ставят перед
собой педагоги и психологи образовательной среды.
Понятие преемственности трактуется широко - как непре¬рывный процесс воспитания
и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного
периода, т.е. - это связь между различными ступенями развития, сущность которой
состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик
при переходе к новому состоянию. И не случайно в настоящее время необходимость
сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу
важнейших приоритетов развития образования в России.
В качестве оснований для осуществления
преемственности дошкольного и начального школьного образования сегодня выделяют:
1. Состояние здоровья и физическое развитие детей.
2. Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента
учебной деятельности.
3. Умственные и нравственные способности учащихся.
4. Сформированность их творческого воображения, как направления личностного и
интелектуального развития.
5. Развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и
сверстниками.
Ключевым моментом в реализации преемственности
является определение готовности ребёнка к обучению в школе. Это является
приоритетными направлениями работы психологической службы в образовательных
учреждениях.
Психологическая преемственность требует учёта возрастных особенностей детей, их
ведущего типа деятельности, сензитивных периодов, и в то же время способствует
снятию психологических трудностей адаптационных "переходных" периодов.
Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным
и уязвимым. Кажется, что необходимость тесного сотрудничества детского сада и
школы очевидна, так почему же до сих пор это взаимодействие практически
отсутствует? С какими же проблемами мы, психологи, сталкиваемся при обеспечении
преемственности детского сада и школы?
1. Одной из проблем является выбор школы для
обучения ребёнка и выбор программы обучения. Среди сегодняшнего разнообразия
общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, которые предлагают широкий спектр
образовательных услуг, множество программ (что, в принципе, положительный
момент), определиться родителям с выбором очень непросто. Ведь необходимо
учитывать особенности психики и физическое состояние ребёнка (зону его
ближайшего развития), специфику предлагаемых программ, личностные качества
будущего учителя и многое другое.
В процессе четырёхлетнего психологического
сопровождения ребёнка в детском саду уже определился его психологический
портрет, который, как потом оказывается, никому не нужен, нигде не учитывается.
И при переходе в начальную школу ребёнок опять неоднократно обследуется.
Упущенное время "работает" против него, а возможные проблемы, затянувшаяся
адаптация, потеря любознательности, проблемы взаимоотношений в коллективе
сверстников, проблемы в общении с взрослыми, ведут к неуспешности в последующем
обучении.
Непосредственный контакт психологов детского
сада и школы, встречи родителей и детей с будущими педагогами, знакомство с
образовательными программами до поступления ребёнка в школу, помогут
определиться с выбором школы и предотвратить возможные негативные последствия.
2. Тревожит и проблема завышенных требований к
готовности ребёнка к школьному обучению в части школ (особенно гимназий и
лицеев). При поступлении в такую школу требуется, чтобы ребёнок бегло читал,
оперировал цифрами в пределах ста и многое другое. Отсюда и потребность
родителей соответствовать требованиям высокого уровня развития ребёнка без учёта
его индивидуальных особенностей. Хорошим считается детский сад, из которого дети
переходят в "элитную" школу. И приходится содержание дошкольного образования
выстраивать в "школьной" логике - практикуется раннее обучение детей
подготовительных групп письму, чтению, усложнённой математике, вместо развития
познавательных процессов.
Игра и другие специфичные для этого возраста виды деятельности вытесняются
поурочными занятиями. Повышенные нагрузки, переутомление, ухудшение здоровья
детей, снижение учебной мотивации, потеря интереса к учёбе, отсутствие
творческого начала провоцируют неврозы детей и другие нежелательные явления при
переходе к школьному образованию.
Сотрудничество психологов детских садов и школ
по проблеме преемственности, формирование у педагогов понимания значимости
процесса развития ребёнка, а не накопление знаний, поможет исправить эту
негативную практику, сохранить здоровье детей, не ущемляя законное право ребёнка
на образование.
3. Так же нельзя не сказать и о проблеме
недостаточного использования игровой деятельности при переходе детей в школу. А
ведь резкая перемена основного вида деятельности ведёт к стрессу и к
дезадаптации детей.
В психологии дошкольников и младших школьников
много общего, и приоритетное место наряду с учебной деятельностью продолжает
занимать игра, он по-прежнему значима и актуальна. Необходимо отметить, что в
основе игры ребенка лежит та или иная деятельность, которую в дальнейшем он
может использовать в практике. Использование игровых технологий в первых классах
способствует облегчению адаптации детей, повышению интереса, ускорению обучения.
Работа по преемственности даёт возможность
совместно с педагогом-психологом школы разработать ряд мероприятий для учителей
начальных классов по осознанию возрастных особенностей детей и выделению
основных приёмов в работе, характерных данному возрастному периоду.
4. Решение проблемы преемственности часто
невозможно из-за недостаточного количества специалистов-психологов в
образовательном учреждении.
5. Нельзя не сказать и о проблеме
недостаточной обеспеченности учебно-воспитательного процесса методическими
материалами, дидактическими пособиями и несоответствии существующих пособий
новым целям и требованиям обучения в системе преемственного образования.
Для решения этой проблемы необходимо создание
модели преемственности детского сада и школы.
Эти и некоторые другие проблемы предстоит
решать нам в аспекте психологической преемственности непрерывного образования.
Механизмом решения данной проблемы является
последовательное выполнение следующих этапов:
1. заключение договора между детским садом и школой по обеспечению
преемственности;
2. составление проекта совместной деятельности по обеспечению преемственности;
3. проведение профилактических мероприятий, таких как: "День открытых дверей",
"День Знаний", совместные праздники и т.д.;
4. работа по обеспечению готовности детей к обучению в школе (диагностика и
коррекция развития детей);
5. проведение ППК, с участием специалистов детского
сада и школы (воспитатели, учителя будущих первоклассников,
педагоги-психологи, социальные педагоги, медицинские работники, старшие
воспитатели, заместители директора;
6. планирование совместной деятельности по адаптации
детей в школе;
7. проведение мониторинга процесса адаптации детей к школе.
Наша школа сотрудничает с детским садом №
71. Вначале каждого учебного года мы заключаем
договор по обеспечению преемственности, составляем проект совместной
деятельности.
Одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является создание
единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы. Нами
были определены три основных направления обеспечения
преемственности между дошкольным и школьным образованием.
А именно:
1. Методическая работа.
2. Работа с родителями.
3. Работа с детьми.
Методическая работа осуществлялась через
проведение семинаров-практикумов, бесед, методических встреч для педагогов школы
и детского сада по темам:
1. Адаптация учащихся 1-ых классов к обучению в школе.
2. Психологическая готовность ребёнка к школе.
3. Задачи детского сада и семьи в подготовке ребёнка к школе.
Семинары включают в себя взаимопосещениия
уроков в первых классах школы и открытых занятий в подготовительных группах. На
занятиях в детском саду присутствуют учителя, набирающие детей в 1 класс в
следующем учебном году. После занятий педагоги имеют возможность совместно
обсудить насущные проблемы и скорректировать свою деятельность, что даёт
возможность совершенствовать методы обучения детей.
Работа с родителями ведётся на протяжении
всего учебного выпускного года. Родительские собрания о подготовке ребёнка в
школу, о развитии познавательных и творческих способностей, о выборе школы и
будущих программ обучения детей. Учителя будущих первоклассников и психолог
школы отвечают на все вопросы родителей, после собраний проводятся
индивидуальные консультации. Всё это позволяет родителям определиться с выбором
школы, когда их ребёнок находится ещё в детском саду.
И конечно работа с детьми. Традиционной формой
знакомства будущих первоклассников со школой являются экскурсии воспитанников
подготовительных групп в школу. Дети дошкольникам нравится присутствовать на
уроке в первых классах. Учитель включает в урок такие задания, на которые могут
ответить и дети подготовительной группы. Посещение школьной библиотеки вызывает
у них не меньший интерес, они рассказывают там стихи, много спрашивают,
спортивный зал, актовый зал, беседы и встречи с учащимися школы, которые
посещали наш детский сад -всё это вызывает у наших ребятишек желание пойти в
школу, интерес, убирает страх и вселяет уверенность в своих силах.
По субботам, начиная с февраля, в нашей школе
проводятся подготовительные занятия с будущими первоклассниками, на которые
приглашаются дети из детского сада №71 и из
микрорайона школы. Нами составлена программа этих занятий, цель которых
заключается в приобретении определённого кругозора о школе, учителях, о классе,
о режиме школы. В мае проводится родительское собрание. На нём рассказывается о
программе, по которой работает школа, об учебниках , о режиме первоклассников.
Согласованная и дружная работа с психологом
школы позволяет оценить адаптацию наших выпускников, поговорить о каждом
ребенке, постараться помочь ему, основываясь на данных наблюдений проведённых за
ним еще в детском саду. Думаю, что такое сотрудничество ради детей и позволяет
нам добиваться положительных результатов в работе.
Высокий уровень мотивационной готовности к
поступлению в школу наблюдается у 67% детей, средний уровень у 31% детей.
По определению Д.Б.
Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого
развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же
имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя - педагог. Проблема
преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского
сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти
время, силы и средства для решения задачи преемственности.
Ягодзинская Н.Н., учитель начальных классов
СЕМЬЯ - ДОУ - ШКОЛА
Ребенок дошкольного возраста обладает поистине
огромными возможностями развития и способностями познавать. В нем заложен
инстинкт познания и исследования мира. Помогите ребенку развить и реализовать
свои возможности. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится. Ваш
ребенок переступит порог школы с уверенностью, учение будет для него не тяжелой
обязанностью, а радостью, и у вас не будет оснований расстраиваться по поводу
его успеваемости.
Чтобы ваши усилия были эффективными,
воспользуйтесь следующими советами:
1. Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенку весело
учиться, он учится лучше. Интерес – лучшая из мотиваций, он делает по-настоящему
творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от
интеллектуальных занятий.
2. Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребёнка определяется
временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв,
вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.
3. Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и
недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса.
4. Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, превышающие его
интеллектуальные возможности.
5. В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение,
если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим. Постарайтесь
определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий
каждый раз на очень небольшое время. Предоставьте ребенку возможность иногда
заниматься тем делом, которое ему нравится.
6. Дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные,
повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому при проведении занятий лучше выбирать
игровую форму.
7. Развивайте в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и, коллективизма;
научите ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все
это ему пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы.
8. Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите
ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивайте его
слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих
силах.
А самое главное, постарайтесь не воспринимать
занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от
процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора. Помните, что у вас появилась
прекрасная возможность подружиться с ребенком. Итак, успехов вам и больше веры в
себя и возможности своего ребенка!
От того, как ребенок подготовлен к школе всем
предшествующим дошкольным периодом развития, будет зависеть успешность его
адаптации - вхождения в режим школьной жизни, его учебные успехи, его
психологическое самочувствие.
Родители, безусловно, заинтересованы в
школьных успехах своего ребенка. Эти успехи во многом зависят от готовности
организма к систематическому обучению, готовности психических процессов и
готовности личности. Готовность организма определяется морфологическим и
функциональным развитием. Если ребенок физически ослаблен, ему трудно будет
сохранить осанку, сидя за партой, трудно работать на уроке из-за быстрой
утомляемости. Для овладения письмом важно развитие мелких групп мышц. Кроме
того, у ребенка должны быть развиты и крупные группы мышц, основные двигательные
навыки в беге, прыжках, лазании, метании и др. Это поможет ему управлять своим
телом, участвуя в играх, соревнованиях, взаимодействии с товарищами.
Кроме физической готовности к школе необходима
общая психологическая готовность к ней, к новым условиям жизнедеятельности.
Составными компонентами психологической готовности являются личностная,
интеллектуальная и эмоционально-волевая.
Личностная и социально-психологическая
готовность к школе включает формирование у ребенка готовности к принятию новой
социальной позиции школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав,
занимающего иное, по сравнению с дошкольниками, положение в обществе. Эта
готовность выражается в отношении ребенка к школе, учителям и учебной
деятельности.
Эта готовность включает и формирование у детей
таких качеств, которые помогли бы им общаться с учителями, с одноклассниками.
Ребенку важно уметь войти в детское общество, действовать совместно с другими
детьми. Эти качества обеспечивают адаптацию к новым социальным условиям школьной
жизни.
Интеллектуальная готовность ребенка к школе
заключается в приобретении определенного кругозора, запасе конкретных знаний; в
понимании общих закономерностей, лежащих в основе научных знаний.
Логические формы мышления хотя и доступны
детям шестилетнего возраста, но не характерны для них. Их мышление в основном
образное, опирающееся на реальные действия с предметами и замещающими их
схемами, чертежами, моделями.
Интеллектуальная готовность к школе
предполагает также формирование у ребенка определенных умений. Например, умение
выделить учебную задачу. Это требует от ребенка способности удивляться и искать
причины замеченного им сходства и различия предметов, их новых свойств.
В целях интеллектуальной подготовки ребенка к
школе взрослые должны развивать познавательные потребности, обеспечить
достаточный уровень мыслительной деятельности, предлагая соответствующие задачи,
и дать необходимую систему знаний об окружающем.
Родители часто много рассказывают от
устройстве луноходов и прочих вещах, не доступных для понимания детьми. И в
результате детям кажется, что они все знают. Фактически же у детей нет ясных
представлений о тех вещах, о которых им говорят.
Дети должны не только знать, но и уметь
применять эти знания, устанавливать зависимость между причиной и следствием
явления.
В сенсорном развитии дети должны овладеть
эталонами и способами обследования предметов. Отсутствие этого навыка приводит к
неудачам в учении. Например, такие ученики не ориентируются в тетради; допускают
ошибки при написании букв Р и Ь; не различают геометрическую форму, если она в
другом положении; отсчитывают предметы справа налево, а не слева направо; читают
справа налево.
В дошкольный период у ребенка должна быть
развита звуковая культура речи. Сюда входит звукопроизношение и эмоциональная
культура речи. Должен быть развит фонематический слух. Иначе ребенок произносит
вместо слова «рыба» - «лыба». Будут возникать ошибки в грамотности. Ребенок
будет пропускать слова. Невыразительная речь ведет к плохому усвоению знаков
препинания, монотонному чтению стихов.
У ребенка должна быть развита и разговорная
речь. Он должен выражать свои мысли ясно, передавать связно то, что слышал, что
встретил на прогулке, на празднике. Ребенок должен уметь выделить в рассказе
главное, передавать рассказ по определенному плану. Важно, чтобы ребенок желал
узнавать новое. Должен быть воспитан интерес к новым фактам, явлениям жизни.
Все психические процессы должны быть
достаточно развиты. Ребенок должен уметь сосредоточить внимание на разной
работе, например, на написании элементов буквы.
Развитие восприятия, мышления позволяет
ребенку систематически наблюдать изучаемые предметы и явления; позволяет ему
выделять в предметах и явлениях существенные особенности, рассуждать и делать
выводы.
Волевая готовность заключается в способности
ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требуют учеба, режим
школьной жизни.
Ребенок должен уметь управлять своим
поведением, умственной деятельностью. К шести годам происходит оформление
основных компонентов волевого действия. Но эти элементы волевого действия
недостаточно развиты. Выделяемые цели не всегда осознанны и устойчивы. Удержание
цели зависит от трудности задания и деятельности его выполнения; достижение цели
определяется воспитанностью мотивов.
Исходя из этого взрослый должен:
А. Ставить перед ребенком такую цель, которую бы он не только понял, но и
принял, сделав своей. Тогда у ребенка появится желание достичь ее.
Б. Направлять, помогать в достижении цели.
В. Приучать ребенка не пасовать перед трудностями, а преодолевать их.
Г. Воспитывать стремление к достижению результата своей деятельности в
рисовании, играх-головоломках и т.п.
У ребенка должна быть сформирована
организованность: умение организовать рабочее место, своевременно начинать
работу, умение поддерживать порядок на рабочем месте в ходе учебной работы.
Организация учебно-воспитательного процесса в
дошкольном учреждении и в школе должна основываться на единых требованиях к
охране здоровья, физическому и общему развитию ребенка. Достижение благоприятных
результатов при этом в существенной степени обеспечивается реализацией основных
принципиальных положений:
-
интегрирование содержания занятий
физической культурой в повседневную самостоятельную двигательную
деятельность детей;
-
максимальное приближение процесса
физического воспитания детей к игровой деятельности;
-
доступность разных видов деятельности и
форм организации воспитательно-образовательного процесса уровню восприятия,
возможностям и степени подготовленности детей;
-
положительная эмоциональная окрашенность
разных форм учебно-воспитательной работы, способствующая развитию детей;
-
использование комплекса физических
упражнений, направленных на профилактику нарушений опорно-двигательного
аппарата, плоскостопия и других отклонений в развитии;
-
обеспечение преемственности в реализации
требований к содержанию материала по развитию движений и физических качеств
у детей;
-
использование идентичных диагностических
тестов для определения физической подготовленности старших дошкольников и
школьников.
Одним из важных условий физической
подготовленности детей к школе можно считать обеспечение достаточного уровня их
двигательной активности. Для удовлетворения естественной потребности детей в
движении необходимо обеспечение педагогического руководства двигательной
деятельностью дошкольников, в том числе и самостоятельной. В основе такого
руководства прежде всего лежит осуществление дифференцированного подхода,
позволяющего обеспечить максимальное развитие каждого в соответствии с
возможностями, мобилизацию активности и самостоятельности.
Хвостикова
Т.А., учитель начальных классов
|