Педагогические технологии -
это систематический метод планирования, применения и оценивания
всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических
ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы
образования.
В настоящее время происходит переход от
индустриального общества к информационному. В этом обществе открываются огромные
возможности для развития человека, более эффективного решения его многих
профессиональных, экономических, социальных и бытовых проблем. Однако
использовать эти возможности смогут лишь те члены общества, которые будут
обладать необходимыми знаниями и умениями, позволяющими им ориентироваться в
новом информационном пространстве. Здесь принципиальным является вопрос о
предоставлении таких образовательных услуг, которые своевременно бы готовили
юное поколение к информационному будущему. При таком подходе новые
информационные технологии позволяют решать ряд принципиально новых дидактических
задач, их применение обеспечит повышение качества образования. Характерной
особенностью современных образовательных информационных технологий является
стремление к использованию новых технических достижений.
Правильнее было бы говорить о новых
информационных технологиях в контексте понятий новых "педагогических
технологий".
Понятие "педагогическая технология" в
последнее время получает все более широкое распространение в теории обучения.
Именно в этом смысле термин "технология" и его вариации "технология обучения",
"образовательные технологии", "технологии в обучении", "технологии в
образовании" стали использоваться в педагогической литературе и получили
множество формулировок в зависимости от того, как авторы представляют структуру
и составляющие образовательно-технологического процесса.
Технология обучения не только представляет
собой вспомогательное средство и новую систему, но и играет большую роль в
развитии учебного процесса, изменяя его организационные формы, методы,
содержание, что, в свою очередь, оказывает воздействие на педагогическое
мышление преподавателей и учащихся. Такое толкование технологии подчеркивает не
только важность взаимосвязи всех компонентов процесса обучения в единой системе,
но и их взаимовлияние, развитие, приводящие к изменению менталитета педагога и
учащихся.
В МОУ "СОШ
№ 7 г. НАЛЬЧИКА" реализуются следующие педагогические технологии:
Здоровьесберегающие
Развивающее обучение
Технология игровых методов
Метод проектов
Технология решения изобретательских задач (ТРИЗ)
Технология модульного и блочно-модульного
обучения
Технология развития критического мышления(ТРКМ)
Педагогический коллектив школы работает над
методической темой:
"Введение элементов новых педагогических
технологий в учебно-воспитательный процесс на основе глубокой дифференциации и
индивидуального подхода к учащимся".
ЦЕЛЬ РАБОТЫ:
Выстраивание модели действий педагога в связи с выбором и освоением новой
образовательной технологии
В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ
Планирование уроков с применением сети Интернет
Возможен следующий алгоритм:
-
Выбор вопроса или проблемы и определение
пригодность темы для обучающих стратегий с применением ресурсов Интернет.
Вопрос и ответ должны быть найдены в фактической базе знаний. Учитель должен
выбрать событие, ситуацию или вопрос, что представляет сложность для
учеников. Выбор определяет цель поиска. Далее необходимо провести параллели
с уже имеющимися знаниями и повторить основные термины, относящиеся к теме.
-
Определение конкретных образовательных целей
для поиска. Необходимо точно сказать учащимся, какой результат у них должен
быть по окончании работы, какой процесс необходимо использовать, чтобы
получить необходимую информацию, и сколько времени предусмотрено для
выполнения проекта. Также следует сообщить о том, как будет оцениваться
работа над проектом.
-
Выбор подходящих Интернет-сайтов для
проведения исследования. Это сэкономит время и поможет избежать
несоответствующих сайтов. Учащимся желательно объяснить, почему эти сайты
были выбраны в качестве достоверных источников.
-
Объяснение учащимся правил, которые нужно
соблюдать. Учащиеся должны использовать информацию, доступную на выбранных
интернет-сайтах. Они могут задавать только общие вопросы, затем представить
и доказать свои ответы, описать процесс поиска, который они использовали.
Проекты могут быть групповыми и индивидуальными.
-
Представление проблемы в электронном виде.
Необходимо показать учащимся способы сохранения найденной информации.
-
Сбор, оценка и классификация данных. Учащиеся
должны быть ориентированы на поиск информации, относящейся к теме, остальная
информация должна быть отброшена. Полезную информацию необходимо
распределить согласно определенному логическому образцу.
-
Необходимо продумать ответ на вопрос, решение
проблемы. Учащиеся должны суммировать, интерпретировать, анализировать
информацию, которую они зафиксировали, доказать свои выводы.
-
Оценка результата. Определение, насколько
конечный результат соответствует образовательным целям, поставленным перед
началом выполнения проекта.
Адаптация новых технологий в образовательной
сфере особенно хорошо прослеживается по такому показателю, как внедрение в
обучение новых информационных технологий, основанных прежде всего, на
возможностях доступа к информационным ресурсам Интернет.
Цифровой прорыв Интернета оказал
фундаментальное воздействие на все сферы человеческой жизни и, прежде всего,
образование. Открывающиеся новые возможности в образовании в связи с вторжением
Сети безграничны. В наступившем веке виртуальное образование станет всеохватным
и обычным явлением.
Идея обучения, основанного на ресурсах
информационной технологии, связана с исследовательской моделью обучения,
первоначально созданной Ричардом Сачменом. Основная идея этой модели заключается
в том, что учащихся необходимо научить тем методам работы, которые ученые
используют при решении проблем и исследовании неизвестных ранее областей знаний.
Идея была порождена убеждением в важности самостоятельного обучения и активного
участия в учебном.
Сачмен полагал, что познавательная
деятельность учащихся активизируется, когда они сталкиваются с интересной
проблемой или вопросом. Этот тип обучения подготавливает учащихся к решению
проблем повседневной жизни и работы. Исследовательский тип обучения
предполагает, что учитель знакомит учащихся с вопросом или проблемой, требующей
разрешения. Учащиеся должны проанализировать ситуацию, им разрешено задавать
только общие вопросы. Учитель может не давать прямых объяснений. Ученики
собирают всю информацию, касающуюся проблемы, и создают теорию или возможный
ответ на вопрос. Информация анализируется и объясняется на основе данных,
собранных и представленных для дискуссии. Большое значение придается процессу,
но накопление знания также очень существенно. Эта модель применима к
использованию на начальной, средней и старшей ступени школьного обучения.
|