|
|
|
|
Мы дошкольниками были,
Мы ходили в детский сад,
Мы из глины мастерили
И лошадок, и зайчат,
А теперь, а теперь
Открывай нам, школа, дверь!
Нам скорее подари расписные «Буквари». |
Мы хотим скорей учиться,
Подружиться с «Букварем»,
От страницы до страницы
Мы к весне его прочтем.
Мы научимся до лета
Рисовать, писать, считать,
И всегда по всем предметам
Получать мы будем «пять». |
ПОДГОТОВКА РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
Семья - это общественная единица, основанная
на браке и отношениях кровного родства; в современном понимании группа близких
родственников, живущих вместе.
Семья возникла на ранних стадиях человеческого
общества. За всю историю общества семья претерпела существенные изменения как по
форме, так и по так и по выполнению определенных функций. Ощутимо меняется
функция семьи, обеспечивающая многообразие духовных внутрисемейных связей и
отношений, взаимное влияние супругов друг на друга, возрастающее внимание
родителей к воспитанию детей.
В чём же выражается специфика семейного
воспитания? Взаимоотношения строятся на взаимной любви, уважении, поддержке во
всех делах. Общение детей с родителями, старшими братьями и сестрами, дедушками
и бабушками обогащает жизненный опыт детей, даёт им первые нравственные уроки.
Нравственное влияние родителей на детей трудно
переоценить. В первые годы жизни ребёнка родители больше обеспокоены развитием и
удовлетворением его материальных и физических потребностей и иногда забывают о
развитии и правильном удовлетворении его духовных потребностей: чтение сказок,
рассказов о природе, просмотр детских фильмов, прослушивание музыки,
рассматривание художественных картин. Для успешного обучения ребёнка в школе
необходимы развитые ещё в дошкольном возрасте духовные потребности.
Уже с дошкольного возраста родители должны приучать ребёнка к труду.
Своевременное трудовое воспитание ребенка - залог его успешного гражданского
становления, так как через труд для других, через добрые дела формируется
сознание ребёнка, понимание, что каждый человек должен трудиться.
Уже в дошкольном возрасте семья формирует у
ребенка эстетическое понятие о красоте в природе, человеческом общении. Но нужно
учить не только понимать красивое, но обязательно беречь и создавать это
красивое в природе.
С поступлением ребёнка в школу задачи умственного развития и воспитания его в
семье возрастают.
Таким образом, с самого раннего детства семья
активно осуществляет всестороннее развитие личности. Даже такой короткий
перечень задач помогает осмыслить истинное значение крылатого выражения «Всё
начинается с детства».
Выделим для социального рассмотрения вопрос подготовки ребенка к школе. Обучение
ребёнка в школе - новый важный этап в его жизни. Готовность ребёнка к школе
определяется его общей, интеллектуальной и психолого-педагогической подготовкой.
Занятия ребенка в школе сопряжены с длительным напряжением при выполнении
письменных упражнений, поэтому надо развивать у ребёнка мелкие мышцы кисти рук,
упражнять его в лепке, рисовании, вырезании. Важно научить ребёнка правильно
переносить утомление. Утомление - естественные результаты любого вида труда, а у
детей игры.
Второй важной стороной готовности ребёнка к
школе является его интеллектуальная готовность. Ребенок должен уметь сравнивать,
сопоставлять, делать выводы и обобщения в простейших жизненных ситуациях, уметь
наблюдать заданное, выделять главное в картинке, рассказе, проводить простые
сравнения чисел, геометрических фигур. Кроме того, ребёнку нужно уметь
внимательно слушать учителя, слушать и то, что неинтересно для него, выделять
главное в рассказе учителя. Большое значение имеет подготовленность речи
ребёнка. Он должен уметь правильно и последовательно излагать свои мысли,
вопросы, выразительно говорить, грамотно строить предложения.
Для успешного изучения математики в школе
необходимо подготовить детей к усвоению понятий, таких как: «равенство»,
«неравенство», «больше», «меньше», «одинаково», «столько же», «старше» и
«моложе», «короче и длиннее».
Большое место в дошкольном воспитании должен
занимать деловой настрой ребёнка на школу, на серьёзный учебный труд.
Нельзя забывать о том, что с приходом в школу
ребёнок попадает в новый коллектив своих сверстников. Для этого нужно
прислушиваться, как ребёнок говорит о делах в детском саду, что при этом он чаще
употребляет — «я» или «мы», как учится уважать мнение коллектива, болеть за его
успехи, уважать товарищей. Трудности коллективного воспитания встречаются
особенно в тех семьях, где растёт единственный ребёнок.
И, наконец, для успешного учения в школе
большое значение имеет привычка к дисциплинированному поведению, чувство
ответственности при выполнении любого порученного дела, прилежание ребёнка.
Будучи дошкольником, ребёнок много гулял, имел
дневной сон, занятия в садике продолжались 25-30 минут и не носили такого
обязательного характера, как в школе. В школе - строгая обязательность всех
видов учебной работы и часть учебных дел задаётся на дом.
Поступление ребёнка в школу меняет стереотип его поведения, прибавляются новые
обязанности и это проходит не всегда гладко и без конфликтов.
Таким образом, современное понятие готовности
ребёнка к обучению в школе является весьма ёмким и наша задача и обязанность
помочь ребёнку, как можно легче адаптироваться в школе.
Зайченко В.В., учитель начальных классов
РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ
ДЕЛАЙТЕ!
Радуйтесь вашему, сыну дочке. Разговаривайте с
ребенком заботливым, ободряющим тоном.
Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте внимательно, не перебивая.
Установите четкие и определенные требования к ребенку.
В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов, их признаков,
действий с ними.
Ваши объяснения должны быть простыми и понятными.
Говорите четко, ясно.
Будьте терпеливы.
Сначала спрашивайте "Что", а затем "Зачем и почему".
Каждый день читайте ребенку и обсуждайте прочитанное.
Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.
Поощряйте любопытство, любознательность и воображение вашего ребенка,
Чаще хвалите ребенка.
Поощряйте игры с другими детьми.
Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он мог бы
рассказать.
Старайтесь, чтобы ребенок вместе с вами что-то делал по дому.
Приобретайте пластинки, кассеты с записями любимых песенок, стихов и сказок
ребенка: ПУСТЬ он слушает их снова и снова.
Старайтесь ПРОЯВИТЬ интерес к ТОМУ, ЧТО ему нравиться делать (коллекционировать,
рисовать и ПР.)
Регулярно водите ребенка в библиотеку.
Будьте примером для ребенка: пусть он видит, какое удовольствие вы получаете от
чтения газет, журналов, книг.
Не теряйте ЧУВСТВО юмора.
Играйте с ребенком в разные ИГРЫ.
Чем-то занимайтесь вместе всей семьей.
Помогите ребенку ВЫУЧИТЬ его имя. Фамилию, адрес.
НЕ ДЕЛАЙТЕ!
Не перебивайте ребенка, не говорите, что вы
все поняли, не отворачивайтесь, пока ребенок не закончил рассказывать,- другими
словами, не дай¬те ему заподозрить, что вас мало интересует, то, о чем он
говорит.
Не задавайте слишком много вопросов.
Не принуждайте ребенка делать то, к чему он не готов.
Не заставляйте ребенка делать что-нибудь, если он вертится, устал, расстроен.
Не требуйте слишком многого - пройдет немало времени, прежде чем ребенок
приучится самостоя¬тельно убирать за собой игрушки или приводить в порядок свою
комнату.
Не следует постоянно поправлять ребенка, то и дело повторяя: "Не так,
переделай".
Не говорите: "Нет, она не красная", лучше скажите: "Она синяя".
Не надо критиковать ребенка с глазу на глаз, тем более не следует этого делать в
присутствии других людей.
Не надо устраивать для ребенка множество правил: он перестанет обращать на них
внимание.
Не ожидайте от ребёнка понимания:- всех логических правил; - всех ваших чувств;
- абстрактных рассуждений и объяснений.
Не сравнивайте ребёнка ни с какими другими детьми: ни сего братом или сестрой,
ни сего приятелями или родственниками.
Читайте книги по вопросам воспитания детей.
|