Пресса о нас | Официальный сайт МОУ "СОШ № 7 г. Нальчика
 
 Навигация 
 Праздники России 
Праздники России
 Погода в Нальчике 

Яндекс.Погода

  СМИ о нас 
 

КИНО, ШКОЛА и СЕМЬЯ – Три кита Заремы Кульчаевой


 

Почетный работник общего образования РФ Зарема Магомедовна КУЛЬЧАЕВА трудится на педагогической ниве сороковой год. Вместе с сестрой-драматургоми писательницей Зухрой ЗАНИБЕКОВОЙ открыла киностудию "Къууанч". Уже отснято три художественных фильма - "Трусливый Галакчик",  "Взятка", "Да вернется Муса живым!" 2010-й оказался для кинолюбительниц удачным: "Да вернется Муса живым!" победил в номинации "Телевизионный фильм" на международном кинофестивале в Волгограде "Вечный огонь", посвященном 65-летию Великой Победы.
 

О ФИЛЬМЕ
 

Зарема Магомедовна, как родилась идея фильма "Да вернется Муса живым!"?

Сценарий написан моей сестрой Зухрой по ее одноименному рассказу. Почему мы снимали фильм о войне? История моей семьи, как и миллионов других, связана с войной. Наш отец, Магомет Занибеков, дошел до Берлина, был в блокадном Ленинграде. А когда вернулся в родную Кабардино-Балкарию, его и других фронтовиков-балкарцев депортировали в Азию. Но он не сломался. Отец и моя мама Мариям воспитали шестерых детей. Это было удивительное поколение: насилие и несправедливость не озлобили их души, не погасили в них свет. Они свято продолжали верить в добро, им казалось, вот-вот наступит другая, счастливая жизнь. Я часто думаю об этом феномене романтиков в эпоху диктатуры насилия, пытаюсь найти подпитку этому романтизму. Возможно, она кроется в идеологии. Надо признать, в те годы наряду с произволом и беззаконием государства четко работала идеологическая машина.

Когда моя сестра начала печатать свои рассказы и пьесы в газетах и журналах, отец радовался каждой публикации. Мы ему говорили, что вынашиваем мысль создать первую балкарскую киностудию, а он ответил, что если идея когда-нибудь воплотится в жизнь, это будет счастьем.

"Да вернется Муса живым!" - как заклинание повторяла эти слова наша соседка в Верхней Балкарии Малляу. Ее сын Муса погиб на фронте, но она всю свою жизнь ждала его. В каждом селе и городе были и есть женщины, которые ждали и ждут мужей и сыновей с фронта, не поверив похоронкам. Наша киноновелла - поклон всем женщинам-матерям, тому поколению матерей-балкарок, спасших наш народ от уничтожения. Их умение любить и жертвовать собой в нечеловеческих условиях останется высоким примером для всех последующих поколений.

Насколько я понимаю, материальная база у киностудии отсутствует. Как вам удалось отснять фильмы?

Нас поддержали Владимир ВОРОКОВ и Рина МАРТИРОСОВА. Именно с их помощью многие неразрешимые вопросы разрешились.

Какие у вас планы на будущее?

Зухра дорабатывает сценарий о великом поэте Кязиме Мечиеве. Если найдутся спонсоры, будем снимать многосерийный фильм.

 

О РАБОТЕ

 

Вы учительница начальных классов, а также родного языка и литературы в МОУ "СОШ  № 7 г. Нальчика". Используете ли свои фильмы в педагогической деятельности?

Конечно. Фильм-сказку "Трусливый Галакчик" используют и мои коллеги как пособие для русскоязычных детей, изучающих балкарский язык. Продемонстрировала свое новаторство на открытом уроке, и коллеги восприняли эксперимент положительно.

Я знаю, что ваш фильм-победитель "Да вернется Муса живым!" переведен на русский и кабардинский языки. Кто переводчики?

(Улыбается) Мой родной коллектив! Мои творческие порывы в школе не только приветствуются, но и поддерживаются. "Да вернется Муса живым!" переведен на кабардинский учительницей кабардинского языка и литературы Фатимой Алимурзовной КУЛИМОВОЙ. А на русский фильм озвучивали Галина Васильевна СЕДОВА, ученики школы и даже родители. Я очень благодарна своей школе.

Слышала, что родители держат ребенка лишний год дома, чтобы он попал к вам. Если педагога признают родители, значит, он настоящий специалист. Скажите, каким должен быть учитель?

Прежде всего надо любить детей. Категорически противопоказана педагогика тем, кого школьные стены и школьная жизнь раздражают. Я нахожу в своей работе наслаждение. Работать тяжело, но кому сейчас легко? Что меня тревожит? Дети стали меньше читать, и их словарный запас ощутимо оскудел. Второй минус - стали рассеянными. Почему? Интернет, кино, телевидение в погоне за душами детей теряют чувство меры: они пестро-мозаичны, порою лишены гармонии и смысла. И учителю надо чуть ли не летать, чтобы привлечь внимание учеников.

Третья проблема: многие родители, а также бабушки и дедушки не вполне четко представляют себе свои обязанности. Так, некоторые семилетние дети не умеют держать ложку, ни к какой самостоятельности не приучены.

Четвертая проблема: плохое знание родного языка. Трагичность ситуации осознали многие, и сейчас предпринимаются ощутимые шаги, чтобы исправить печальное положение: издаются новые учебники и методические пособия. Но чтобы в корне переломить ситуацию, надо только одно: каждому из нас говорить дома с детьми на родном языке. Увы, о школьных проблемах я могу говорить бесконечно, поэтому лучше поставить точку.

 

О СЕМЬЕ
 

Зарема Магомедовна, вы с вашей сестрой очень необычны в стремлении создать нацио-нальное кино. И в то же время лично о вас можно говорить как о глубоко традиционном человеке. Увы, в наше время дети после смерти родителей попадают в интернаты. Это когда-то род нес ответственность за всех своих, сейчас каждый сам по себе. Но вы показали пример, достойный подражания: после смерти вашего брата и снохи решились взять и воспитать их троих детей, младший из которых только пошел в первый класс. Как вы на это решились.

Скажу сразу: это было решение. Более того, главное испытание в моей жизни, которое смогла выдержать.

Ваш супруг Алий Юсупович КУЛЬЧАЕВ поддерживал вас?

Именно он настоял, чтобы детей не разлучали. Вначале я хотела взять только старшего, думала, с ним сестрам будут сложнее, а я все-таки педагог. Но супруг сказал: «Их нельзя разлучать». Так к нашим двоим детям присоединились трое. Из моих племянников выросли прекрасные люди. Когда они приезжают ко мне уже со своими детьми и говорят, что годы в моем доме - счастливейшие в их жизни, я плачу. Потому что очень старалась, чтобы им было хорошо.

Вы старались заменить им родителей?

Нет, я очень хотела, чтобы они помнили моего брата и свою маму. Я часто повторяла: у тебя папины руки, а у тебя мамины глаза. Смерть - это условность, мы должны продолжать любить ушедших близких. Так, словно они рядом.

Но напряжение все же было?

Да, я жила в напряжении, потому что боялась обидеть племянников. Даже садясь смотреть телевизор, рассчитывала, кто где сядет, чтобы мои дети не оказались рядом со мной, а племянники - дальше. Они были у меня на первом месте, свои - на втором. Убеждена: моя профессия научила этому. Интуиция, отточенная в школе, педагогические знания, опыт - все пригодилось. Думаю, брат и сноха довольны мною.

Сейчас ваши племянники живут в своем доме. А где проходили их свадьбы?

В моем доме. Потому что я - их старшая.

В вашей жизни много места для творчества, но больше всего - для детей.

Когда я захожу в класс, забываю обо всем на свете, вижу только детей. Моя работа - мое счастье. А семейная жизнь сложилась так, что стала продолжением работы, то есть продолжением счастья. По крайней мере, унывать было некогда. Живу в тонусе всю жизнь. Планов впереди много, значит, завтра будет интереснее, чем вчера.

Марзият БАЙСИЕВА. Фото из семейного архива.

Публикация в газете "Горянка", № 2 от 12 января 2011 г. Оригинал публикации можно по-смотреть по адресу:
http://www.smikbr.ru/2011/goryanka/01/12.pdf

 

 
© 2008-10, МОУ "СОШ № 7 г. Нальчика". Разработка и дизайн - E. Shtaer. Ответственный редактор - Белоусова Е.Н.
Hosted by uCoz